Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

среда, 11 июня 2014 г.

По итогам Конгресса РБА. Читайте в номере 7 журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра"

«Сердце России сегодня здесь»

ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС:
XIX ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ
«Библиотеки в Год культуры»
18–23 мая 2014 года

Рязань – библиотечная столица 2014 года.
«Сердце России сегодня здесь», – сказал Министр культуры и туризма Рязанской области на Открытии конгресса.
Рязанская область – это 3000 памятников истории, природы, культуры. Единственное в мире цветное кружево делается здесь, недаром открытие конгресса началось с номера «Михайловское кружево».

Программа конгресса была крайне насыщенной, интересной, включала множество совместных заседаний, специальных мероприятий, мастер-классов.

Тема заседания секции школьных библиотек этого года «Школьные библиотеки в Год культуры: ресурсы, возможности, идеи, творчество». В рамках секции были представлены доклады, мастер-классы, презентации.

Впервые в программе конгресса отражена тема социальных медиа. Социальные медиа – быстро развивающееся явление, которое уже довольно прочно вошло в жизнь библиотек и требует определенного концептуального осмысления, разработки методических основ, осознания и ответов на множество вопросов об эффективности, целей работы, цензуры, навыках работы и др. 
На круглом столе «Библиотеки и социальные медиа: точки соприкосновения и векторы развития» были предложены следующие вопросы для обсуждения:
● Медиа-информационная грамотность в современном мире
● Что такое социальные медиа и зачем они библиотекам?
● Стратегии коммуникации библиотек в социальных медиа.
● Роль социальных сетей в продвижения услуг библиотеки.
● Консолидация усилий библиотек в сфере социальных медиа.
● Способы поддержки и развития проектов библиотек в социальных медиа.
● Оценка эффективности проектов библиотек в социальных медиа.
● Особенности использования социальных медиа в различных библиотеках.
● Чтение в электронной среде и социальные медиа.

Показательны слова Ирины Огневой (г. Арзамас): как методист я информирую 62 библиотечных специалиста, а через социальные сети, в частности Facebook, в 10 раз больше. Явление есть – его надо осмысливать.

Необходимо отметить и тот факт, что после выступления Л.А, Казаченковой (гл. редактора журнала «Современная библиотека») прозвучал вопрос о тех блогах, которые бы она могла рекомендовать к прочтению библиотекарям. Вопрос трудный, ведь блоги разные.
Поэтому не случайно особый акцент был сделан на Всероссийский конкурс библиотечных блогов, который прошел в 2012 году, где были выбраны лучшие блоги по разным номинациям.
Блогеры, выступающие на конгрессе, отмечали, что в начале работы в блоге было трудно писать, найти свой стиль и контент. Нужны были идеи. Для многих выходом из ситуации стали аватарки, сказочные герои, с которыми сотрудники библиотек часто себя отождествляют. Поэтому вопрос об особом жанре журналистики встает очень остро. Блог – это особая стратегия.

Круглый стол по социальным медиа еще раз подтвердил тот факт, что часто практика идет впереди теории, и нужно быстрее реагировать на реалии времени, формировать профессионалам библиотечного дела новые навыки и умения, «совпадать» с новым контекстом.

Программа конгресса включала себя и некоторые парадоксы, которые вызывали неоднозначную оценку профессионалами. Например, тема доклада  «Хочешь увидеть в библиотеке молодёжь? Забудь все, чему тебя учили в библиотечном институте!».
И в этом видится определенная тенденция – идет вымывание традиционных библиотечных функций.
Многие официальные и профессионально-общественные документы и концепции отражают это: библиотеки становятся досуговым, игровым центром, местом общения и др. Об этом же говорят библиотекари-практики, когда усиленно ищут именно БИБЛИОТЕЧНЫЕ курсы повышения квалификации. Об этом говорят и школьные библиотекари при обсуждении различных документов – много декларируется, приписывается много функций других специалистов, а традиционная составляющая профессии становится вторичной, от нагромождения чуждых функций страдает основная библиотечная работа.
Практика часто показывает недостаток истинно библиотечно-библиографических знаний, знаний работы с фондами и каталогами, часто самых простых библиотечных процессов (расстановка, библиографическое описание). Абстрактные лозунги и «размывание» границ профессии уводит библиотечную составляющую на второй план, а это тревожный факт.

В номере 4 за 2014 год в статье «Библиотечные инновации: Путешествие в открытие…» (с. 46–49) главный акцент был сделан на «логике пользователя». Прочитайте ее еще раз, вернитесь к ней!
Многие доклады Конгресса убеждают в том, что разговор о пользовательской логике в библиотеке – это главное. Делить библиотеку на отделы или нет? Читатель-ребенок должен понимать, где заканчивается один и начинается другой?  Вместо нацеленности на навигацию в библиотеке у читателей, особенно детей и подростков, проявляется личная самостоятельность, которая требует от библиотекарей освоения новых практик обслуживания.

Все мы знаем, что одна из явных проблем многих библиотечных конференций – это многочисленные доклады-отчеты.
Эта проблема была отмечена на одной из секций как «отчетное сознание», и названы ее причины: библиотека встроена в систему бюджетных отчетов, форм и др. Это и есть главная причина. Библиотекарь уже не может соответствовать другому способу мыслительной деятельности, не может часто критически отнестись к тому, что у него есть в арсенале, копилке опыта.
Как справедливо отметила на секции школьных библиотек Валентина Тарасенко: лучше взять что-то одно и рассказать об ярко, живо, показать лучшее, чем перечислять бесконечные цифры о мероприятиях и количестве участников.
Поэтому умение публичных выступлений – одно из важнейших сегодня, которое необходимо воспитывать и в детях.

Также особо в нашем обзоре хочется отметить круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства».
Тема заседания: «Библиотека, рождающая смыслы: особенности института интерпретации».
В рамках данного обзора необходимо сказать о трех докладах:
·        Библиотечное пространство: от публичного к общественному.
Матлина Слава Григорьевна, член Постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация простран­ства»; ответственный редактор, журнал «Библиотечное дело». Москва.
·        Библиотека как пространство коммуникаций: структурный анализ.
Прянишников Николай Евгеньевич, член Постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, органи­зация пространства»; эксперт, Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Москва.
·        Коммуникативное пространство современной библиотеки.
Дубинина Ольга Андреевна, член Постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация про­странства»; преподаватель, Уральская государственная архитектурно-художественная академия. Екатеринбург.

Почему данная тема вызывает сегодня большой интерес библиотекарей и нашего журнала, в частности?
Сегодня библиотеки живут в условиях ограниченных ресурсов – физических и материальных. Но представьте себе ситуацию: вдруг вам поступает предложение перестроить или построить новую школьную библиотеку, организовать новое пространство. Как это сделать? Какие законы здесь работают и какие мифы существуют?
Интерес к теме дизайна чрезвычайно велик.
Позволим себе представить данный «круглый стол» в виде нескольких цитат:
·        Раньше было важнее содержание работы.  Сегодня ситуация меняется: важна как деятельность, так и форма, изменение среды.
·        Как продемонстрировать, что мы меняемся? Только визуально! Не обязательно новое здание, но новые элементы.
·        Смысловая структура пространства: какие значения и смыслы мы считываем с пространства.
·        Коммуникация – ключевое слово теории пространства. У каждого свой сценарий использования библиотечного пространства.
·        Коммуникация как траектория и приключение.
·        Советский период стер способность воспринимать среду иную, чем нам предложена.
·        Исследования взаимодействия человека и пространства у нас в стране были прерваны.
·        Архитектурное пространство много говорит и сообщает, мы ощущаем это на интуитивном уровне.
·        Архитектурная среда программирует поведенческие модели (если стулья расставлены так, например рядами, то в соответствии с этим человек и будет действовать).
·        Распахнуть перед читателями физическое пространство библиотеки: для всех и для каждого. От реанимирования теории малых дел к осознанию личной ответственности за развитие.

Уверены, что подобные заседания крайне полезны не только для профессионального, но и личного развития. Они позволяют выйти за привычные рамки, посмотреть на библиотеку в широком контексте социальной жизни.
Конечно, общение с коллегами – школьными библиотекарями – это общие интересы и общие проблемы, это разговор «на одном языке» и безусловное понимание друг друга.
Но секции, в которых участвуют признанные специалисты, истинные специалисты своего дела – это новый уровень развития сознания, ценные интеллектуальные инвестиции.


1 комментарий:

  1. Спасибо. Интересно. Самое, что зацепило: показатель меняемости - визуальный! Как на 40 м, где и абонемент и читальный зал, и все-все-все изменить что-то? Вот тут и нужны дизайнеры с необычным специфическим взглядом в пространство

    ОтветитьУдалить