«Сердце России
сегодня здесь»
ВСЕРОССИЙСКИЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС:
XIX ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ АССОЦИАЦИИ
«Библиотеки в Год культуры»
18–23 мая 2014 года
Рязань –
библиотечная столица 2014 года.
«Сердце России сегодня здесь», –
сказал Министр культуры и туризма Рязанской области на Открытии конгресса.
Рязанская область – это 3000 памятников истории,
природы, культуры. Единственное в мире цветное кружево делается здесь, недаром
открытие конгресса началось с номера «Михайловское кружево».
Программа
конгресса была крайне насыщенной, интересной, включала множество совместных
заседаний, специальных мероприятий, мастер-классов.
Тема заседания секции школьных библиотек этого года
«Школьные библиотеки в Год культуры: ресурсы, возможности, идеи, творчество». В рамках секции были представлены доклады,
мастер-классы, презентации.
Впервые в программе конгресса отражена тема социальных
медиа. Социальные медиа – быстро развивающееся явление, которое уже довольно
прочно вошло в жизнь библиотек и требует определенного концептуального
осмысления, разработки методических основ, осознания и ответов на множество
вопросов об эффективности, целей работы, цензуры, навыках работы и др.
На круглом столе «Библиотеки и социальные медиа: точки
соприкосновения и векторы развития» были предложены следующие вопросы для
обсуждения:
● Медиа-информационная грамотность в
современном мире
● Что такое социальные медиа и зачем они
библиотекам?
● Стратегии коммуникации библиотек в
социальных медиа.
● Роль социальных сетей в продвижения
услуг библиотеки.
● Консолидация усилий библиотек в сфере социальных
медиа.
● Способы поддержки и развития проектов
библиотек в социальных медиа.
● Оценка эффективности проектов библиотек
в социальных медиа.
● Особенности использования социальных
медиа в различных библиотеках.
● Чтение в электронной среде
и социальные медиа.
Показательны слова Ирины
Огневой (г. Арзамас): как методист я информирую 62 библиотечных специалиста, а
через социальные сети, в частности Facebook, в 10 раз больше. Явление есть – его надо осмысливать.
Необходимо отметить и тот
факт, что после выступления Л.А, Казаченковой (гл. редактора журнала
«Современная библиотека») прозвучал вопрос о тех блогах, которые бы она могла
рекомендовать к прочтению библиотекарям. Вопрос трудный, ведь блоги разные.
Поэтому не случайно особый
акцент был сделан на Всероссийский конкурс библиотечных блогов, который прошел
в 2012 году, где были выбраны лучшие блоги по разным номинациям.
Блогеры, выступающие на
конгрессе, отмечали, что в начале работы в блоге было трудно писать, найти свой
стиль и контент. Нужны были идеи. Для многих выходом из ситуации стали
аватарки, сказочные герои, с которыми сотрудники библиотек часто себя
отождествляют. Поэтому вопрос об особом жанре журналистики встает очень остро.
Блог – это особая стратегия.
Круглый стол по социальным медиа
еще раз подтвердил тот факт, что часто практика идет впереди теории, и нужно
быстрее реагировать на реалии времени, формировать профессионалам библиотечного
дела новые навыки и умения, «совпадать» с новым контекстом.
Программа
конгресса включала себя и некоторые парадоксы, которые вызывали неоднозначную
оценку профессионалами. Например, тема доклада
«Хочешь увидеть в библиотеке молодёжь? Забудь все, чему тебя учили
в библиотечном институте!».
И
в этом видится определенная тенденция – идет вымывание традиционных
библиотечных функций.
Многие
официальные и профессионально-общественные документы и концепции отражают это:
библиотеки становятся досуговым, игровым центром, местом общения и др. Об этом
же говорят библиотекари-практики, когда усиленно ищут именно БИБЛИОТЕЧНЫЕ курсы
повышения квалификации. Об этом говорят и школьные библиотекари при обсуждении
различных документов – много декларируется, приписывается много функций других
специалистов, а традиционная составляющая профессии становится вторичной, от
нагромождения чуждых функций страдает основная библиотечная работа.
Практика
часто показывает недостаток истинно библиотечно-библиографических знаний,
знаний работы с фондами и каталогами, часто самых простых библиотечных
процессов (расстановка, библиографическое описание). Абстрактные лозунги и
«размывание» границ профессии уводит библиотечную составляющую на второй план,
а это тревожный факт.
В номере 4 за
2014 год в статье «Библиотечные инновации: Путешествие в открытие…» (с.
46–49) главный акцент был сделан на «логике
пользователя». Прочитайте ее еще раз, вернитесь к ней!
Многие доклады Конгресса убеждают в том,
что разговор о пользовательской логике в библиотеке – это главное. Делить
библиотеку на отделы или нет? Читатель-ребенок должен понимать, где
заканчивается один и начинается другой? Вместо
нацеленности на навигацию в библиотеке у читателей, особенно детей и
подростков, проявляется личная самостоятельность, которая требует от
библиотекарей освоения новых практик обслуживания.
Все мы знаем, что
одна из явных проблем многих библиотечных конференций – это многочисленные
доклады-отчеты.
Эта проблема
была отмечена на одной из секций как «отчетное сознание», и названы ее причины:
библиотека встроена в систему бюджетных отчетов, форм и др. Это и есть главная
причина. Библиотекарь уже не может соответствовать другому способу мыслительной
деятельности, не может часто критически отнестись к тому, что у него есть в
арсенале, копилке опыта.
Как справедливо
отметила на секции школьных библиотек Валентина Тарасенко: лучше взять что-то
одно и рассказать об ярко, живо, показать лучшее, чем перечислять бесконечные
цифры о мероприятиях и количестве участников.
Поэтому умение
публичных выступлений – одно из важнейших сегодня, которое необходимо
воспитывать и в детях.
Также особо в
нашем обзоре хочется отметить круглый стол «Библиотечные здания: архитектура, дизайн,
организация пространства».
Тема заседания: «Библиотека, рождающая смыслы: особенности
института интерпретации».
В рамках данного обзора необходимо сказать о трех докладах:
·
Библиотечное
пространство: от публичного к общественному.
Матлина Слава Григорьевна, член Постоянного комитета Круглого стола «Библиотечные
здания: архитектура, дизайн, организация пространства»; ответственный
редактор, журнал «Библиотечное дело». Москва.
·
Библиотека
как пространство коммуникаций: структурный анализ.
Прянишников Николай Евгеньевич, член Постоянного комитета Круглого стола
«Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация пространства»; эксперт,
Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека». Москва.
·
Коммуникативное
пространство современной библиотеки.
Дубинина
Ольга Андреевна, член Постоянного
комитета Круглого стола «Библиотечные здания: архитектура, дизайн, организация
пространства»; преподаватель, Уральская государственная
архитектурно-художественная академия. Екатеринбург.
Почему данная тема вызывает сегодня большой интерес
библиотекарей и нашего журнала, в частности?
Сегодня библиотеки живут в условиях ограниченных
ресурсов – физических и материальных. Но представьте себе ситуацию: вдруг вам
поступает предложение перестроить или построить новую школьную библиотеку,
организовать новое пространство. Как это сделать? Какие законы здесь работают и
какие мифы существуют?
Интерес к теме дизайна чрезвычайно велик.
Позволим себе представить данный «круглый стол» в виде
нескольких цитат:
·
Раньше было
важнее содержание работы. Сегодня
ситуация меняется: важна как деятельность, так и форма, изменение среды.
·
Как
продемонстрировать, что мы меняемся? Только визуально! Не обязательно новое
здание, но новые элементы.
·
Смысловая
структура пространства: какие значения и смыслы мы считываем с пространства.
·
Коммуникация –
ключевое слово теории пространства. У каждого свой сценарий использования
библиотечного пространства.
·
Коммуникация как
траектория и приключение.
·
Советский период
стер способность воспринимать среду иную, чем нам предложена.
·
Исследования
взаимодействия человека и пространства у нас в стране были прерваны.
·
Архитектурное
пространство много говорит и сообщает, мы ощущаем это на интуитивном уровне.
·
Архитектурная
среда программирует поведенческие модели (если стулья расставлены так, например
рядами, то в соответствии с этим человек и будет действовать).
·
Распахнуть перед
читателями физическое пространство библиотеки: для всех и для каждого. От
реанимирования теории малых дел к осознанию личной ответственности за развитие.
Уверены, что подобные заседания крайне полезны не
только для профессионального, но и личного развития. Они позволяют выйти за
привычные рамки, посмотреть на библиотеку в широком контексте социальной жизни.
Конечно, общение с коллегами – школьными
библиотекарями – это общие интересы и общие проблемы, это разговор «на одном
языке» и безусловное понимание друг друга.
Но секции, в которых участвуют признанные специалисты,
истинные специалисты своего дела – это новый уровень развития сознания, ценные
интеллектуальные инвестиции.
Спасибо. Интересно. Самое, что зацепило: показатель меняемости - визуальный! Как на 40 м, где и абонемент и читальный зал, и все-все-все изменить что-то? Вот тут и нужны дизайнеры с необычным специфическим взглядом в пространство
ОтветитьУдалить