Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

пятница, 28 ноября 2014 г.

«Острый репортаж» из города N.

Блог, как мы все знаем, – это личный дневник, который я в основном использую как информационную площадку для продвижения журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра».
Но сегодня я воспользуюсь именно этим форматом «личный дневник» и поделюсь с уважаемой аудиторией впечатлениями от поездки в город N.
Меня пригласили на семинар, который проходил на базе детской библиотеки города. Основная тема – поддержка и развитие чтения. Подобные мероприятия проходят в библиотеке 2 раза в год, и к участию приглашаются, прежде всего, школьные и детские библиотекари города.
Понимая, что положение школьных библиотек в городе N. не самое лучшее, я постаралась в своем выступлении предложить ТОЛЬКО ПРАКТИКУ  некоторые идеи (легко реализуемые) на основе публикаций в журнале «Школьная библиотека: сегодня и завтра».

Последнее время я много думаю-размышляю над словами своих коллег:
«То, что мы не любим, то мы не умеем готовить» (применяю, когда говорю о работе школьных библиотек и вообще библиотек с ИКТ).
«Многие проекты, которые библиотекари представляют в творческих работах на конкурсах лучших библиотекарей, выходят за рамки их основных функциональных обязанностей», «Об избыточности и достаточности информационных технологий».
А еще я все больше задумаюсь над вопросами самопрезентации.
И еще над цитатой: «Методист это как раз тот человек, который все просчитывает вперед, и знает, что завтра будет интересно, поэтому настраивает свое профессиональное сообщество на решение этих задач. Его задача не просто создать методическое инструктивное письмо, но изобрести новую форму взаимодействия. А если мы просто сидим, ждем, вообще подстраиваемся, как хамелеончики, то не будем мы интересными».

Итак, руководитель ГМО рассказывает о мировом форуме библиотекарей, который ей удалось посетить – была она один день на открытии (замечу, что она впервые знакомит библиотекарей с этой информацией – сейчас конец ноября, а форум прошел в августе). Рефлексия: красивое открытие, дали много книг, фотографии на фоне, хорошо покормили.

И ВСЕ???? А что по сути, какое содержание, что было, какие выводы, что возьмем в работу?

Библиотекарь школы, которая выбрана лучшим библиотекарем, имеет стаж работы 40 лет. Несомненно, творческая личность, увлеченный специалист. Думаю и просто уверена в этом, что библиотека «звучит» в школе, что она вышла в школе за стены библиотеки.

НО! САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ! Рассказать обо всем, что ты сделала за 40 лет работы или хотя бы за 5 или 10 в выступлении на 10-15 минут нельзя.
И даже, если нельзя, но очень хочется, ТО ВСЕ РАВНО НЕЛЬЗЯ.
Мельтешение фотографий, открытие и закрытие папок сразу же здесь, перескакивание с одной презентации на другую….
Неструктурированный рассказ о мероприятиях: агитбригада, питание детей, курение, исповедь наркомана…. ПОЗВОЛЬТЕ, а какое отношение все это имеет к чтению.
Библиотеки и книг на слайдах почти не было. Было названо только два мероприятиям по писателям.

 В этой связи всегда вспоминаю слова Валентины Тарасенко:  
«лучше взять что-то одно и рассказать об ярко, живо, показать лучшее, чем перечислять бесконечные цифры о мероприятиях и количестве участников»,
«отчетное сознание» и его причины: библиотека встроена в систему бюджетных отчетов, форм и др. Библиотекарь уже не может соответствовать другому способу мыслительной деятельности, не может часто критически отнестись к тому, что у него есть в арсенале, копилке опыта. Поэтому умение публичных выступлений – одно из важнейших сегодня, которое необходимо воспитывать и в детях.

ПО ходу мероприятия я задала также залу вопрос: ведет ли кто-нибудь блоги, пользуется ли соцсетями. Из 44 библиотек города одна ведет блог, двое специалистов пользуются и есть в Фейсбуке.

После мероприятия у меня произошел небольшой разговор в руководителем ГМО.
Было очевидно всем участникам, что выступление школьного библиотекаря с большим количеством иллюстраций и др., вызвало удивление в зале и много вопросов.
Мои вопросы-аргументы:
·        Как количество мероприятий влияет… замеряли что-то, проводилось может быть исследование или опрос, анализ своей деятельности по направлениям…
·        Все, что было показано, по сути, выходит за рамки основных обязанностей библиотекаря (знаю, что в школе бывают отдельные специалисты для кружковой деятельности и массовых мероприятий).

ОТВЕТЫ-аргументы
Чтение не развивает. Библиотечные уроки – это скучно, это опять уроки. Массовая работа дает больший результат и больше нравится детям (А МОЖЕТ БИБЛИОТЕКАРЮ????).
Презентация есть, опыта много, просто сегодня не получилось…
Вы молодой специалист, вы не видели библиотеки…
Не согласна я с вами по блогам. Если мы их сделаем, то дети будут там сидеть, опять у компьютера (БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ…)

В одном из номеров журнала было опубликовано «Положение об учебном фонде». ВОПРОС от руководителя ГМО: это теперь нужно переделать Положение о школьной библиотеке в Положение об учебном фонде. Ведь школьная библиотека и учебный фонд – это одно и то же.

В общем, разговор был сложный и эмоциональный. Аргументы не сильны.

Но я уверена и знаю, что бывает так: руководитель ГМО – лидер сообщества, знающий, читающий, отслеживающий интересное, новое, «вкусное».
Уверена, что многое в наших руках.
Приведу примеры:
Развитие библиотек в регионе за полгода: РБА – идея – электронная газета для школьных библиотекарей – коллективный блог – бренд (логотип, девиз, гимн) – конкурс портфолио – методический день для библиотекарей в целях повышения квалификации – буктрейлеры (даже с участием директора школы) – предложения провести обучение детских библиотекарей использованию IT-технологий в библиотеке (ДА-ДА, школьные будут обучать детских!!!).
ИЛИ
Бренд школьных библиотек, выход в городскую среду, постоянные интересные встречи с писателями, интересными людьми из разных регионов, закупка новых книг и др.

ДА, и еще такой разговор при мне состоялся: «У меня есть этот номер журнала, я отксерю и тебе перешлю…» Понимаю, что это повсеместная практика, но хотя бы вслух-то при редакторе про это говорить все же не стоит.
Говорю, про выставку НОН-ФИНКШ про списки рекомендательные от Библиогида о новинках ярмарки, чувствую себя аборигеном.
Если честно, у меня была такая буря эмоций, что я даже сначала журналы не хотела оставлять на подарки, но после прогулки, все же оставила. Пусть они хоть немного, смею надеяться, помогут школьным библиотекарям города N.

И напоследок о приятном, или о том, как прокурор выселил ресторан ради библиотеки.
И такое бывает.
Детская библиотека, где проходило мероприятие, находится в центральной части города рядом с пешеходной зоной. Также рядом находится детский парк. Площадь библиотеки – 500 кв. метров. Интересное оригинальное пространство, хороший дизайн, отличное использование окон – в каждом мини-выставка, игрушки, яркие плакаты, иногда туда выносится экран, на котором демонстрируются презентации, ролики.
Буквально с первого шага попадаешь в библиотечное, книжное пространство, везде книги, много книг, даже птички есть и диковинная черепаха.
Раньше библиотека находилась в старом здании, не очень пригодном для библиотечного обслуживания детей.
Но однажды туда пришел прокурор – проверить ресурсы и сайты. Проверил и увидел, в каком состоянии находится здание. Тут же вынес предписание и отправил куда следует: библиотеке очень скоро выделили помещение.
То, чего библиотека сама добивалась много лет, прокурор решил одним письмом.

Как же так, часто думаю я, школьные библиотеки имеют такие ограниченные ресурсы, одного человека в штате и много читателей.
Детские же библиотеки – вполне хорошо обустроенные (хотя знаю, что разные бывают), с фондами, с небольшим, но чудесным коллективом – говорят,  что читатели есть, но хотелось бы больше, его приходится привлекать, искать…

Как же совместить эти явления, как найти эти грани сотрудничества и даже взаимовыгоды…
А главное, как захотеть реализовать эти механизмы сотрудничества, когда не надо изобретать велосипед, а пользоваться имеющимися ресурсами, пользоваться всеми возможностями, опытом коллег, тиражировать лучшее, не тратить время, не брать на себя лишних обязанностей и обязательств, работать «не с предметами, а со смыслами».


Вот так друзья! Если вам, есть что сказать по этому поводу, буду рада.



   

5 комментариев:

  1. Люблю острое. Чувствуется вкус. Хотя и сладкое обожаю. Татьяна, хорошо что обострила вопросы. Когда видишь проблему, то ищешь пути решения этих проблем. А мозг в это время активно работает. Жизнь - она активна. Видимо время пришло.
    К вопросам о методической службе в школьных библиотеках я давно говорю. Часто от них многое зависит, если это хороший методист. А чаще это случайные люди в библиотечном деле. Таким образом наша профессия размывается.
    ВСецело согласна с опросом о самопрезентации библиотекарей. А какнаучить библиотекарей показывать достойно себя? Не можем себя показать даже когда есть что рассказать.Товар не возможно продать. если он в драной упаковке. Возник образ морковки нашей грязно. с комьями земли и чистенькой, одна к одной голландской на полках наших магазинов. К какой рука потянется? А глаз?
    Может больше людям показывать хороших примеров? Что бы как ориентиры. Хотя примеры зарубежных коллег были замечательны. Вопрос кто и что взял. В чем смысл НАСТОЯЩЕЙ работы в школьной библиотеке. Это работа со смыслами. Вот и складываются пазлы Конгресса "Когнитивное мышление" Вот она ШБ дружественная мозгу.

    ОтветитьУдалить
  2. Живая, интересная статья. Я работаю в областной детской библиотеке и могу сказать из опыта, там, где в школе библиотекарь болеет о своих читателях, там и виден результат. Результат совместной работы - областной детской и школьной: совместные проекты, акции, читательские конференции. Работа проводится большая и интересная и есть читательский актив, и есть среди читателей свои поэты, писатели, корреспонденты и операторы. Работать вместе - это идти к цели семимильными шагами.

    ОтветитьУдалить
  3. Приятно читать грамотную аргументированную статью, имеющую чётко-выраженную прогрессивную направленность. Чувствуется, что автор - глубоко мыслящий человек. С благодарностью, Ирина Гайлес

    ОтветитьУдалить
  4. Приятно читать грамотную аргументированную статью, имеющую чётко выраженную прогрессивную направленность. Чувствуется, что автор - глубоко мыслящий человек. С благодарностью, Ирина Гайлес

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна Юрьевна! Огромный привет из Тулы! Работа школьного библиотекаря- это постоянный поиск чего-то нового, а работа руководителя ГМО - это поиск вдвойне: научиться самой и научить своих коллег.

    ОтветитьУдалить