Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

среда, 21 января 2015 г.

От Года культуры – к Году литературы!

Дорогие друзья и коллеги! Дорогие читатели!

(редакционный обзор из номера 1 журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра")

Дорогие друзья и коллеги!
Дорогие читатели!



Первый номер 2015 года – это и подведение итогов прошлого 2014-го и планы на будущее, на 2015 год.
Поэтому сегодня мы расскажем вам о некоторых проектах и событиях, которые остались в 2014 году, но от этого не стали менее актуальными и интересными.
Нашу вступительную редакционную статью-анонс мы разделим на несколько частей – это собственно анонсы статей и рубрик, а также рассказ о проектах и тех тематических направлениях, которыми был ознаменован 2014 год и которые станут для журнала ключевыми в 2015 году.


Конечно, 2015 год – это, прежде всего, Год литературы в России. Поэтому мы расскажем о самых интересных акциях, предложим различные памятки к проведению мероприятий, и самое главное, в целях развития форм массового обслуживания читателей в библиотеке сделаем очень «вкусный» и полезный словарик «100 форм мероприятий к Году литературы», в который войдут не только термины и их определения, но алгоритмы, цели, достоинства. Не только формы работы, но и некоторые методические и педагогические термины, – все, что будет актуально и востребовано в Год литературы.

И конечно, для этого мы открываем отдельную рубрику «Год литературы», которая будет наполнена материала уже в этом номере.








Главной темой рубрики «IT-школа современного школьного библиотекаря» станет «Медиа-информационная грамотность библиотекаря школы».
В этом году в рамках рубрики мы расскажем:
· Интернет-контент в работе библиотекаря (курирование контента, проверка уникальности текста, качество контента и др.).
· Организация библиотечных событий (Event-менеджмент в современной библиотеке, вопросы сетевой коммуникации, создание виртуальных экскурсий, визуализация информации по прочитанным книгам).
· Представление деятельности библиотеки в Интернете (презентация работы библиотеки, возможности веб-сайта  для информирования и совместной работы над книгой школьников и педагогов и др., социальные сети для организации обсуждений и др.).
· Сервисы-помощники библиотекарю (планирование работы библиотеки, создание книжных выставок в сети Интернет).
· Электронные книги. Электронные учебники.


Развивается и наша рубрика «Просто о сложном: как организовать работу библиотеки». Практика показывает, что в школьные библиотеки приходит много новых специалистов, которые часто не имеют библиотечного образования. И несмотря на то, что в отзывах о рубрике мы иногда слышим от библиотекарей «мы все это знаем, мы это делаем», рубрика будет продолжаться, т.к. востребованность этих материалов несомненна. Вот только некоторые темы года:
·  Система каталогов и картотек школьной библиотеки.
·  Школа систематизатора (сложные случаи систематизации литературы по различным отраслям знаний, особенности систематизации документов в зависимости от возрастной категории читателей).
·  Выставка в школьной библиотеке (виды, оформление, методика).

В 2015 году вниманию читателей будут предложены подборки материалов, комплексно представляющие опыт и перспективы развития школьных библиотек определенного региона. Мы обязательно расскажем вам про Тулу и Тольятти, но не только.
А самое главное, что предлагаем и вам стать нашими авторами и рассказать вместе с вашими коллегами-библиотекарями или совместно с руководителями методических объединений о вашем регионе и опыте работе школьных библиотек.

Мы продолжим и тему дизайна и организации пространства школьной библиотеки. Прежде всего, это будет большой обзор литературы по дизайну, со ссылками на ресурсы и развернутыми аннотациями книг, которые уже сами по себе представляют ценный материал для осмысления.
Вообще тема пространства звучит все настойчивее и ярче. Уже никто не отрицает, что изменения необходимы, что в любой библиотеке должно быть хорошо, комфортно, лучше, чем дома. Дизайн должен приглашать, быть «обращен к пользователю». Появляются новые образцы, которые могут стать примером. Например, недавно открылась обновленная детская библиотека в Санкт-Петербурге, которая представляет собой город в миниатюре, разделенный на пять функциональных площадок: «Маленький город», «Большой город», «Аллея» и «Парк развлечений», «Академия». Подробнее можно прочитать здесь: http://bit.ly/1xfPNkZ




Или, например, Библиотека им. Горького в Екатеринбурге, которая стала победителем конкурса «Пространство Библио», организованного Фондом «Вольное дело».
То есть уже сегодня мы имеем отличные отечественные примеры организации библиотечного пространства.
И школьные библиотекари также проявляют к этой теме значительный интерес. Мы уверены, что и среди школьных библиотек есть достойные примеры, с которыми вы можете познакомить ваших коллег через публикации в нашем журнале – если у вас есть что-то интересное, присылайте нам. Мы сделаем яркие коллажи библиотек на обложках журнала.

Тема библиотечного пространства тесно связана с более общей проблемой – культурного пространства региона.

Поэтому тема краеведения всегда интересна и востребована среди библиотекарей.
Но в этом году, благодаря материалу Славы Григорьевны Матлиной, мы постараемся «приподнять» ее на более высокий уровень.
«Литературные бренды, имя земляка как фактор привлекательности территории, роль имени в судьбе библиотеки» – это то, что заинтересует и школьных библиотекарей при изучении краеведения, литературы, создании  школьных музеев, проведении экскурсий и пр.
Слава Григорьевна отмечает, что появляются такие новые направления как «гуманитарная география», говорит о том, что библиотекари-краеведы собирают и хранят потрясающую информацию об уникальных местах нашей великой страны, но продвигать, «подавать» ее не всегда умеют. Особенно важно, что сегодня при разработке краеведческой темы необходим и учет экономической составляющей – сделать территорию привлекательной для детей, чтобы жили малые города и поселки, деревни и села. И библиотекари, безусловно, способны сыграть здесь свою роль.


В этой связи примечательны выдержки из интервью с Надеждой Замятиной «Страна Региония» (Новая газета. – 2014. – № 142):
«Могу с уверенностью сказать: огромную роль в судьбе региона играет вера людей в свою «малую родину». Эта вера в немалой степени создается тем, что можно назвать информационной политикой, территориальным брендингом… Не в опереточном смысле брендингом, сведенным к рисованию логотипов, но в смысле символической политики, легитимации, упоминания территории на государственном уровне. Культура и нужна человеку за тем, что оправдывает и освещает существующий порядок вещей. Включение места «в культуру», публичное позитивное проговаривание его имени воспринимается как признание за ним права на нормальную жизнь. У жителей сотен городов страны огромная потребность заявить о себе, проявиться, «застолбить» город в информационном пространстве.
…Власть должна понимать, что страна «растет от корней», что центр не в состоянии все для всех прописать. Роль власти, особенно местной, – роль посредника, а не управленца. Она должна помогать, поддерживать, структурировать, но не более того…
При разнообразии природных условий наша страна – кладезь специфических местных знаний. Именно знания, компетенции составляют основу нового экономического развития».

Тема работы библиотек в социальных медиа по новому зазвучала в профессиональном сообществе после создания в рамках РБА рабочей группы «Библиотеки и социальные медиа», которая имеет свою страничку в Facebook  и сайт http://neconference.ru/.
 

Группа уже стала инициатором многих интересных мероприятий и сетевых акций, которые привлекли большое число участников и интересных докладчиков. Часто реакция на обсуждаемые вопросы бывает и резкой, и неоднозначной, но ясно одно, что равнодушных к этой теме уже практически не осталось.

В ноябре 2014 года в Екатеринбурге прошла IV НеКонференция библиотечных блогеров.

Итоговый документ отражает основные направления развития библиотечной блогосферы и те проблемы, которые волнуют библиотекарей.

Приведем фрагменты «НеРезолюции»:

По итогам переписи библиотечных блогов 2014 года и анализа деятельности российских библиотек в соцсетях, представленных в некоторых докладах, можно констатировать следующее:
1.          библиотечная блогосфера расширяется: создание новых блогов (около 20% в год) намного превосходит их ликвидацию (меньше 2%);
2.          прослеживается  тенденция использования блогов как площадок для проведения интернет-проектов, акций по продвижению книги и чтения;
3.          многие библиотеки имеют несколько представительств по разным направлениям деятельности, и присутствуют в нескольких соцмедиа; наряду с этим существует тенденция сокращения числа используемых платформ – если ранее библиотеки стремились присутствовать везде, то в настоящее время библиотеки предпочитают оставаться только там, где получается достичь результата;
4.          социальные медиа стали важной частью библиотечной практики, наблюдается увеличение активности библиотекарей в социальных сетях; наряду с этим появляется большое количество новичков, которым необходимы не только знания и навыки библиотечной работы, но и навыки работы в социальных медиа, требуется методическая/обучающая поддержка.

Было также отмечено, что развитию библиотечной блогосферы  препятствуют, в частности:
1.          закрытие доступа к интернет-ресурсам  в детских библиотеках и библиотеках учебных учреждений, подключенных с использованием так называемого «школьного» Интернета­­­;
2.          отсутствие информации и/или методических материалов по использованию альтернативных платформ, доступ к которым не блокируется, предоставляющих возможности совместной работы и социального взаимодействия;
3.          отсутствие  работы с социальными медиа как  вида деятельности в функционале библиотечных работников;

Сегодня остро стоит задача разработки документов рекомендательного характера:
1.          стратегия деятельности библиотеки в социальных медиа, в том числе политика библиотеки в соц. сетях (в том числе по отношению к модерированию комментариев и записей на официальных страницах библиотеки);
2.          регламент работы в соцмедиа, в  том числе должностные инструкции;
3.          критерии оценки эффективности;
4.          этические нормативы поведения официальных  представителей библиотеки в социальных медиа;

Оценка эффективности деятельности библиотеки в социальных медиа должна основываться не столько на цифрах, которые предлагают статистические сервисы, но также и на соответствии достижению целей, поставленных при ведении ресурса. Необходимо учитывать, что оценка качества не менее важна, чем количественные показатели.
Цели ведения соцмедиа должны регулярно пересматриваться в ходе деятельности, в зависимости от изменяющейся ситуации. Необходимо оценивать целесообразность присутствия библиотеки на той или иной площадке, соизмерять силы по ведению ресурсов.
Библиотечные соцмедиа являются неотделимой частью информационного пространства региона. Библиотекам необходимо использовать их для социального партнерства.
Например, уже сейчас запущена сетевая акция #ГодЛитературы, идея которой заключается в проведении библиотекарями совместных действий по привлечению внимания интернет-аудитории к юбилейным датам писателей и поэтов в Год Литературы в России. Для этого предполагается использовать тегирование (присвоение тега/метки) сообщений в интернет-ресурсах библиотек и библиотекарей, прежде всего при публикации в социальных сетях. Подробности на сайте: http://neconference.ru/

Вопросы разработки документов, регламентации этой деятельности, творческие поиски и положительные примеры эффективности могут стать настоящим стимулом к разработке своей собственной стратегии продвижения библиотеки и ее проектов в социальных сетях.
Наш журнал будет активно развивать эту тему. Ей будут посвящены и материалы рубрики «IT-школа современного школьного библиотекаря».

Конечно, в 2015 году у нас будет представлен и зарубежный опыт – создание читательских клубов, советы и идеи по привлечению к чтению.
Почему важно и интересно изучать зарубежный опыт?
Сейчас библиотечное сообщество находится в такой ситуации, когда мы довольно МНОГО знаем про них, но они ОЧЕНЬ МАЛО знают о нас. И пока этот баланс трудно преодолеть. Мы не владеем языком, не можем публиковать свои статьи в зарубежных изданиях и др.


Но почему все же важно?
1.               умеют формулировать остро и четко,
2.               часто опираются на подтвержденные факты исследований, анализа, больших научных докладов,
3.               умеют говорить слоганами, короткими проблемными фразами,
4.               умеют вычленять главное, резюмировать.

Нам знакома ситуация, когда специалисты в области образования имеют свой региональный журнал, и школьные библиотекари публикуют свои материалы там. И это считают достаточным, не считают важным и нужным отправить свои материалы в другие профессиональные библиотечные СМИ. А ведь хороших материалов, достойных широкой трансляции чрезвычайно много!

Мы надеемся, что в рамках Года литературы мы сделаем серию статей по чтению в контексте образовательных стратегий нового века, когда по-новому начинают звучать темы составления рекомендательных списков, технологии работы с текстом, составления читательских дневников, своих «книжных полок» и др.

В 2014 году журналом «Школьная библиотека: сегодня и завтра» было организовано несколько семинаров для школьных библиотекарей в нескольких регионах России, которые выявили ряд проблем, которые мы также хотели бы обсудить с Вами. Один из репортажей вы можете прочитать в блоге http://bibliomir7.blogspot.ru/2014/11/n.html

 Школьная библиотека в Тольятти

 Выставка журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" на семинаре в Туле
 Участники семинара, г. Тула
 Детская библиотека им. И.А. Крылова, г. Орел
 С Натальей Филипповной Илларионовой, членом редколлегии и большим другом журнала
 В детской библиотеке Тольятти

В одной из школы Тулы. Школьный библиотекарь и директор школы - прочный союз, который в полной мере реализует принцип "школьная библиотека - сердце школы". Слева - Ольга Корнеева.

Приведем несколько цитат, которые во многом определили и стратегию наших семинаров, и то понимание и вектор, в соответствии с которым мы выстраиваем планы на 2015 год по публикациям, темам, авторам. Эти цитаты – о роли методистов, о собственно работе библиотекаря и его профессиональных обязанностях, о том, как сочетать традиционное и новое.

«Многие проекты, которые библиотекари представляют в творческих работах на конкурсах лучших библиотекарей, выходят за рамки их основных функциональных обязанностей».

«Об избыточности и достаточности информационных технологий».

«Методист это как раз тот человек, который все просчитывает вперед, и знает, что завтра будет интересно, поэтому настраивает свое профессиональное сообщество на решение этих задач. Его задача не просто создать методическое инструктивное письмо, но изобрести новую форму взаимодействия. А если мы просто сидим, ждем, вообще подстраиваемся, как хамелеончики, то не будем мы интересными».

А еще в фокусе – вопросы самопрезентации, которые крайне остро стоят сегодня, а их обсуждение часто негативно воспринимается в библиотечной среде.
И это не только умение выступать, делать правильные презентации, но и умение анализировать, обсуждать, рефлексия после серьезных мероприятий, а не только «фотографии на фоне», умение понимать цель, задавать самим себе вопрос «зачем делаем?»

 «Лучше взять что-то одно и рассказать об ярко, живо, показать лучшее, чем перечислять бесконечные цифры о мероприятиях и количестве участников».

«Отчетное сознание» и его причины: библиотека встроена в систему бюджетных отчетов, форм и др. Библиотекарь уже не может соответствовать другому способу мыслительной деятельности, не может часто критически отнестись к тому, что у него есть в арсенале, копилке опыта. Поэтому умение публичных выступлений – одно из важнейших сегодня, которое необходимо воспитывать и в детях».

О проблеме самопрезентации и некоторых советах читайте уже в этом номере.

Все эти вопросы существуют не сами по себе – это комплекс связей. Они в полной мере отражают и круг наиболее обсуждаемых вопросов в профессиональном сообществе.
Все понимают, что нужно меняться. Но не всегда готовы сами, не всегда знают как.

И здесь возникает вопрос о миссии, на который наверно нужно попробовать ответить каждому.
В одном обсуждении читаем: «Когда я объясняю…, что такое миссия, то предлагаю подумать о том, что было бы в мире (в твоем городе, в твоей стране), если бы не было твоей организации, и отсюда начинают развиваться мысли: а для чего вообще создали нашу библиотеку, что важное пропадет без нас, кто не сможет без нас обойтись, чему, кому и как мы помогаем своим существованием… и так рождаются эти 2-3 предложения, желательно не больше 40 слов… Миссия недостаточна без видения (vision) – какой, в какой роли, каком статусе, мы представляем свою библиотеку, мы представляем свою библиотеку. К примеру через 4 года… И без сформулированых ценностей – то, во что верят работники библиотеки и чем руководствуются в принятии решений и работе…»


Еще одна тема – массовые мероприятия в библиотеке. Да или нет? Нужны или не нужны? Ведь эта работа «видна всем и ты через нее как бы всем виден». А вот «индивидуальная работа с читателями и упрощение им доступа к ресурсам» – т.е. именно то, что входит в функциональные обязанности библиотекаря, – часто уходят из библиотек по многим причинам: квалификация специалиста, неумение, требование определенных личностных качеств и др.
Конечно, библиотечная практика многогранна. Нельзя делать простых выводов. Ведь мы понимаем, что имидж профессии все же низок, но часто не понимаем, из чего он складывается.

В этом контексте приведем цитату Любови Брюховой из ее интервью.

На вопрос «каким должен быть школьный библиотекарь?» она, в частности ответила:
«В библиотеке очень много внутренней работы, которая не видна читателю. Вот ситуация. Я сижу с документами за компьютером или работаю с фондом. Заходит читатель. Я сразу к нему: “Здравствуйте! Что вы хотите?”. Это, это... Поговорили, разобрались. Он уходит, я его с улыбкой провожаю и бегу искать то, что он у меня попросил, или иду расставлять книжки. Следующий читатель заходит, я опять с улыбкой: “Здравствуйте!”. Создаётся впечатление, что человек ничего не делает. Специфика такая: когда заходит читатель, что бы я в этот момент ни делала, обязательно разворачиваюсь и обращаю своё внимание на него. Происходит мгновенное переключение, поэтому и создаётся ощущение, что библиотекарь всё время свободен: придёшь, он улыбается тебе, время тебе уделяет, никуда вроде не торопится. Это ощущение ложное. На самом деле читатель – в двери, а ты – за очередной блок работы. Конечно, если читатель приходит в библиотеку, а я в это время откуда-то из-за стеллажей выхожу, он понимает, что я там что-то делала, но что именно делала, откуда он знает. Летом ребята из трудового отряда набирают списки книг на списание, штампуют и сортируют учебники, подклеивают журналы, ещё что-то делают. Спустя две недели многие говорят: “Ой! А мы и не знали, что у вас столько работы. Постоянно что-то делаешь”. Когда они сталкиваются с работой библиотекаря, понимают, как много она в себя включает». (Полный текст: http://bit.ly/13NvFdH)

Или еще момент, который мы думаем, знаком многим: библиотекарь часто не имеет возможности даже выйти из библиотеки в течение дня, ведь он работает один.
Но, несмотря на все трудности, библиотекари способны создать вокруг себя такую реальность, в которой раскрываются таланты наших учащихся.

2015 год – это год многих интересных проектов. Наш журнал примет участие в некоторых, которые объединили в себе интересные идеи, новые технологии и замечательную команду коллег-единомышленников, лидеров мнений библиотечного сообщества. Это проект «Книжный шкаф поколения Next», который включает большую обучающую часть (20 обучающих вебинаров!!!) и межрегиональный сетевой конкурс электронных читательских дневников.


Из «Положения»:
Исследования последних лет демонстрируют падение авторитета библиотек в сфере продвижения чтения и низкие показатели читательских компетенций. Библиотеки, оставшиеся в рамках традиционных форм и не опирающиеся в работе на лучшие образцы современной  литературы для детей и подростков, всё с большим трудом сохраняют свои позиции в деятельности по продвижению чтения и повышению его качества.
Используя арсенал новых интернет-инструментов – сетевых коммуникаций и сервисов и опираясь на актуальный литературный материал, способный заинтересовать подростков, библиотека имеет возможность одновременно сделать чтение увлекательным занятием и научить осмысленному, внимательному отношению к тексту за счёт его скрупулёзного исследования.
В условиях новых ФГОС по литературе и вновь вводимого сочинения  библиотечные специалисты, хорошо ориентирующиеся в современной литературе для детей и подростков и владеющие новыми технологиями, могут стать интересными партнёрами для педагогов-словесников, предлагая литературу в русле тем для сочинений и инструменты для работы с ней.
Проект предполагает объединить работу с текстом художественного произведения («глубокое» прочтение) и представление личных читательских впечатлений о книге с помощью различных интернет-сервисов путем создания читательских дневников  «в цифре», включающих видео-, аудио-, интерактивные плакаты, виртуальные путешествия, QR-коды, инфографику и др.
Первый этап проекта – обучающий: для руководителей детским чтением будут организованы вебинары,  которые позволят им в дальнейшем организовать эффективную работу с детьми и подростками школьного возраста в рамках проекта. На втором этапе будет организован конкурс электронных читательских дневников. В результате совместной деятельности участники проекта создадут электронный ресурс, содержащий рекомендации, методические материалы в разных форматах (текст, видео) по проблемам детского чтения и коллекцию электронных читательских дневников.
Уникальность проекта – в расширении круга чтения школьников за счёт лучших изданий современной литературы последних лет, синтезе  гуманитарных и онлайн технологий, направленных на повышение качества чтения, в рамках образовательной программы
Вебинары будут идти с 20 января по конец апреля.
Примерная тематика:
·         Как мы будем работать в проекте.
·         Электронные библиотеки.
·         Современная детская литература.
·         Новые издания о войне на книжной полке подростка.
·         Читательский дневник. Каким ему быть сегодня?
·         Создаем мультимедийный контент вместе с читателями.
·         Создаем читательский дневник в ВикиСибириаДе.
·         Мотивация к прочтению художественных произведений при помощи современных технологий.
·         Визуализируем текст.
·         Сервисы для игр с текстом.
·         Практика работы с текстом. Часть 1.
·         Практика работы с текстом. Часть 2.
·         Технологии осмысления и обобщения информации: читаем книгу с «ромашкой Блума» и «в шести шляпах».
·         Сервисы для создания ментальных карт.
·         Введение в книгу: занятия для младших школьников, мотивирующие к прочтению.
·         Комбинированные формы работы с текстом.
·         Представляем книгу с помощью видео и презентации.
·         Программа «Развитие творческого чтения».
·         Сервисы для создания цифровых историй (Storytelling).
·         Интерактивные плакаты.
Всю информацию о проекте вы найдете на официальной площадке – блоге http://knignyjshkaf.blogspot.ru/


Также мы решили инициировать и свой собственный проект – Всероссийский конкурс «100 идей для школьной библиотеки». 
(ПОЛОЖЕНИЕ БУДЕТ РАЗМЕЩЕНО В БЛОГЕ И НА САЙТЕ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ).
Организатор – журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра».

Надеемся, что это стало радостной новостью не только для наших читателей, но и всех школьных библиотекарей.
Положение читайте уже в этом номере. Принимайте участие сами, рассказывайте коллегам, делитесь новостью в блогах, на сайтах. Мы ждем ваши работы!

Желаем вам в 2015 году успехов, профессиональных и личных достижений! Пусть этот год подарит вам благополучие, укрепит веру в будущее. Пусть успех сопутствует всем вашим начинаниям всегда и во всем!



2 комментария:

  1. В проекте «Книжный шкаф поколения Next» уже участвую,очень полезный проект,особенно вебинары.Подключайтесь,не пожалеете!

    ОтветитьУдалить