Дорогие читатели нашего блога!
В начале 2020 года в издательстве "Библиомир" вышла книга Елены Квашниной "Я иду искать. Интерактивный практикум".
Нам удалось провести две презентации книги: 5 марта в SMART-библиотеке и 6 марта в Гайдаровке, в Москве.
Эти презентации стали настоящими методическими семинарами с элементами мастер-класса.
А теперь подробнее о книге
Книга включает творческие мастерские, которые помогут библиотекарям и учителям
В начале 2020 года в издательстве "Библиомир" вышла книга Елены Квашниной "Я иду искать. Интерактивный практикум".
Нам удалось провести две презентации книги: 5 марта в SMART-библиотеке и 6 марта в Гайдаровке, в Москве.
Эти презентации стали настоящими методическими семинарами с элементами мастер-класса.
А теперь подробнее о книге
Книга включает творческие мастерские, которые помогут библиотекарям и учителям
попробовать новые
приемы в работе с книгой, задействовать при этом разные органы чувств, показывает
потенциал литературных настольных игр для развития речевых практик, навыков работы
в команде, современные форматы читательских дневников и
технологию их создания.
технологию их создания.
бытия, созданного
вокруг книги и чтения, – важнейшая задача для учителя и библиотекаря. Автор
предлагает мастер-классы, идеи для игр, творческие занятия, предназначенные как
для индивидуальной, так и для групповой работы в библиотеке, в школе, на уроке
или занятии.
Формат издания –
один из наиболее востребованных сегодня, он позволяет задействовать интересный
иллюстративный материал.
Книга адресована
широкому кругу читателей, но в первую очередь – учителям, библиотекарям, музейным
и театральным работникам, педагогам дополнительного образования, организаторам читательских
«детских программ».
ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ
«РАЗ. ДВА.ТРИ. ЧЕТЫРЕ…», ИЛИ НЕ ХОЧУ «МОЛЧАТЬ О
ПРОЧИТАННОМ»
«При каждом названии он испускал восторженный возглас:
либо оттого, что видит знакомую книгу, либо от того, что видит книгу, которую
давно искал, либо, наконец, оттого, что видит книгу, о которой никогда ничего
не слышал»… Эти слова из книги Умберто Эко «Имя розы», хотя и цитируются
бесконечно, не стали общим местом, потому что они очень точно называют (именно
называют, а не описывают то состояние homo legens), когда в руки он берет
новую книгу. Во многом те же чувства испытала и я, когда открыла текст (точности
ради скажу, что рукопись читала с экрана компьютера), к которому пишу
предисловие.
Книга «Я иду искать. Интерактивный практикум»
(читатель держит в руках с любовью изданную книгу) принадлежит перу Елены
Сергеевны Квашниной, учителя-словесника, много сделавшего в области привлечения
школьников к чтению, сделавшего как для школьников, так и для тех, кто с ними
работает: учителей, библиотекарей, музейных педагогов, etc. Дело в том, что автор свято убеждена: прежде чем
заниматься со школьниками литературой как учебным предметом, учить их анализу
текста, следует сначала понять (увидеть, осмыслить ‒ трудно найти точный
глагол), как современный ребенок/подросток читает книгу, что его в ней «цепляет»,
а мимо чего он проходит мимо, что останавливает его внимание, а что
проскальзывает и…ускользает. К сожалению, сегодня нет серьезных психологических
исследований в этой области, можно опираться только на собственный опыт. И,
рефлексируя над ним, предпринимать какие-то действия, не сетовать, что «не
читают», «не хотят», «не интересно», а создавать условия, чтобы стало
интересно, чтобы чтение зацепило и «захотели», чтобы... (далее по списку).
Именно поэтому «Практикум» начинается с раздела «Интерактивное пространство школы,
библиотеки», в котором автор показывает те шаги, которые можно (обратите
внимание: нигде нет императива ‒ только описание возможностей) предпринять,
чтобы наполнить взаимодействием (интерактив-ный ‒ это основанный на
взаимодействии) культурно-образовательное пространство и дать субъекту чтения
возможность выбора, с кем ему взаимодействовать: другими читателями, книгой как
артефактом, автором текста, etc.
О термине субъект чтения можно прочитать в статье:
Е.А. Асонова,
Е.С. Романичева, О.В. Сененко, К.С. Киктева Инфраструктура чтения: опыт
описания с позиций субъекта // Вопросы образования. 2018. № 2. С.26-45. URL: vo.hse.ru/2018--2/221347589.html,
https://bit.ly/36rFSOf.
И самое главное ‒ как, какими инструментами,
созданными для него, он может воспользоваться. Однако нам, взрослым, эти
инструменты, а также приемы, нужно придумать, описать, алгоритмизировать,
сделав их удобными и привлекательными для того, чей опыт чтения еще
недостаточен. И Е.С. Квашнина щедро делится этими «лайфхаками», разработанными
ею самой, счастливо увиденными у мастеров своего дела, учителей, педагогов
дополнительного образования, библиотекарей, музейщиков, тщательно описанными и
алгоритмизированными. Автор смело заглядывает в другие, не образовательные
пространства, понимая, что сегодня (к сожалению, так сложилось совсем не по
вине школьных учителей!) для детей и подростков зачастую самое интересное
обучение именно там, вне стен школы. Но, будучи в первую очередь учителем, Е.С.
Квашнина понимает: в силах любого учителя (было бы желание!) постоянно
разрушать стены между формальным и неформальным образованием, принеся на
учебное занятие в школу то, что активно используется в музейных и библиотечных
практиках, образовательных путешествиях и выездных творческих лагерях, куда с
удовольствием оправляются школьники.
Так появляется к книге раздел «Умные игры в школе, библиотеке, семье». Опытный педагог понимает,
что за чтение ребенка отвечают в первую очередь «по ведомству» семьи, а уже потом
библиотеки и школы. Но в нашей парадоксальной жизни все перевернуто с ног на
голову. Переворачивать обратно ‒ занятие трудозатратное и самое главное ‒ очень
долгое. А времени нет: поколение вырастает быстро. Поэтому ситуацию надо
принимать такой, какая она есть…и помогать не только школе и библиотеке, но и
семье, которая тоже не всегда понимает, почему у читающих родителей дитя читать
не хочет, почему книги мам и пап «не заходят». У автора есть один рецепт такой
помощи ‒ игра, игра которая вся построена на взаимодействии… И поэтому могу смело
утверждать: у книги может появиться новый читатель, который «никогда ничего <подобного
‒ Е.Р.> не слышал» и не читал. И
этот читатель ‒ современный родитель.
Трудно сказать, какая из глав книги ‒
самая интересная. Но «Педагогика на
кончиках пальцев» явно претендует на первенство. Она о том, что можно
«сделать» (слепить, вырезать, смонтировать, склеить…) в процессе чтения книги. Как
это можно сделать самому и как этому можно научить: на страницах «Практикума»
прописаны пошаговые алгоритмы. Она о том, как читатель может сделать процесс
своего чтения или размышления над прочитанным зримым и осязаемым, потому что
впечатления, оказывается, можно материализовать в арт-объекты, связанные с
чтением и прочтением, то есть интерпретацией.
Своеобразными подступами к этой
интерпретации могут стать, по мысли автора «Практикума», читательские дневники,
разумеется, интерактивные. Не откажу себе в удовольствии сказать: Е.С.
Квашниной удалось не дублировать и не расширить то, о чем она писала в
соответствующем разделе свое первой книги, а найти новый ракурс, рассказав о
необычных формах читательских дневников, описать возможные приемы и алгоритмы
их создания, которые вполне доступны школьникам.
«Раз, два, три, четыре, пять! Я иду
искать!» ‒ так звучит известная считалочка, из которой мы (вслед за автором)
взяли название своего предисловия. Четыре «счёта» ‒ четыре главы.
А «пятый счет»? Возможно, «пятый счет» ‒
это картинки, которые иллюстрируют, дополняют, углубляют написанное. «Что толку
в книжке, если в ней нет картинок?» ‒ восклицала кэрроловская Алиса. Вопрос,
как говорится, риторический… Возможно, на «пятый счет» каждый читатель
предпримет свое действие. Какое? Читателю виднее. Вспомним о его правах, так
точно сформулированных Д. Пеннаком. Благо книга Е.С. Квашниной для их
реализации создает все условия.
Е.С. Романичева
А ТЕПЕРЬ ПОЛИСТАЕМ КНИГУ
Вы можете подписаться на страничку автора - Елена Квашнина - в Инстаграме https://www.instagram.com/kvashnina_elena/. Там она много рассказывает о том, как работает с самыми разными книгами и многое другое, но не менее интересное.
Становитесь участником группы журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" на Фейсбуке - https://web.facebook.com/groups/756852347765488/. И вы всегда будете в курсе интересных событий!
Приятного и полезного чтения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий