Сегодня мы знакомим читателей блога с важнейшим документом
ИФЛА, касающимся школьных библиотек. Это Руководящие принципы для школьных
библиотек ИФЛА.
На протяжении последних двух лет Секция школьных
библиотек ИФЛА работала над пересмотром Руководства для школьных библиотек
ИФЛА/ЮНЕСКО, принятым в 2002 г.
Особенностью данного Руководства стало то, что
разработчики решили запросить примеры передовых практик со всего мира и добавить их к каждой главе.
Примеры передового опыта станут важным добавочным элементом Руководства и
обеспечат признание в сфере развития библиотек по всему миру.
Можно также выделить следующие особенности:
- Добавлены понятия информационной культуры, культуры обучения.
- Относительно роли школьной библиотеки в школе усовершенствованы
формулировки о руководящей роли школьных библиотекарей.
- Сделан акцент на раздел, касающийся этических основ.
- Четко обозначена позиция, что библиотека – это центр чтения и
изучения. Библиотека действует ДЛЯ ВСЕХ.
- Продвижение грамотности и чтения дополняется различными используемыми
терминами – «внеклассное чтение», «свободное чтение» (Великобритания),
«чтение для удовольствия» (США), «свободный выбор чтения в классе и для
себя».
- Сформулирован новый раздел для информационной грамотности /
квалификации/ владения навыками – добавлено понятие MIL (медиа-и информационная грамотность).
- В раздел о повышении квалификации добавлены «персональные сети
обучения».
- Отдельная глава полностью посвятить научно обоснованной практике (не
продвижению и маркетингу как таковому, а роли оценки и научно обоснованной
практики в продвижении, маркетинге и пропаганде).
Текст РУКОВОДСТВА на русском языке опубликован в номере 8 журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра"
Особенности докуметы отмечены также в блоге "Медиатека школы" - http://biblio-media.blogspot.ru/2015/08/blog-post.html На Фейсбуке профессор Росс Тодд также говорит о важности документа -https://www.facebook.com/RossJTodd/posts/10207372726179415 The |
РУКОВОДЯЩИЕ
ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ИФЛА
Подготовлены Постоянным
Комитетом школьных библиотек ИФЛА
ред. Б. Шульц-Джонс и Д. Оберг
с участием Исполнительного Совета Международной ассоциации школьных библиотек
2-е изд.
Этот документ
является вторым изданием Руководящих принципов [методических рекомендаций – Прим. пер.] для школьных библиотек ИФЛА.
Первое издание было выпущено в 2002 году. Издание было подготовлено, чтобы
помочь работникам школьных библиотек и школьным администраторам обеспечить
доступ к эффективным услугам и программам, которые предоставляются
квалифицированным персоналом школьных библиотек.
СОДЕРЖАНИЕ*
Предисловие
Резюме
Рекомендации
Введение
Глава 1. Миссия и цели
школьной библиотеки
1.1
Введение
1.2
Контекст
1.3
Определение школьной библиотеки
1.4
Роль библиотеки в школе
1.5
Условия для эффективной программы школьной библиотеки
1.6
Видение школьной библиотеки
1.7
Миссия школьной библиотеки
1.8
Услуги школьной библиотеки
1.9
Оценивание услуг и программ школьной библиотеки
Глава 2. Правовые и
финансовые основы деятельности школьной библиотеки
2.1 Введение
2.2
Законодательные основы
2.3
Этическая база
2.4
Инфраструктура поддержки для развития школьных библиотек
2.5
Политика
2.6
Планирование
2.7
Финансирование
Глава 3. Человеческие
ресурсы в школьной библиотеке
3.1 Введение
3.2
Кадровые роли и их обоснование
3.3
Определение школьного библиотекаря
3.4
Компетенции, необходимые для обеспечения программ школьной библиотеки
3.5
Функции профессионального школьного библиотекаря
3.5.1
Обучение
3.5.2
Управление
3.5.3 Лидерство и
сотрудничество
3.5.4
Участие в жизни сообщества
3.5.5
Продвижение библиотечных программ и услуг
3.6
Роль и компетенции вспомогательного библиотечного персонала
3.7
Роли и компетенции волонтеров школьной библиотеки
3.8
Этические нормы
Глава 4. Физические и
электронные ресурсы библиотеки школы
4.1 Введение
4.2 Оборудование
4.2.1
Место и пространство
4.2.2
Организация пространства
4.2.3 Физический и цифровой доступ
4.3
Развитие и управление коллекцией
4.3.1
Политика и процедуры управления коллекцией
4.3.2 Вопросы,
связанные с цифровыми ресурсами
4.3.3 Стандарты коллекций
4.3.4 Совместное использование ресурсов
Глава 5: Программы и деятельность школьной
библиотеки
5.1 Введение
5.2 Программы и
деятельность
5.3 Грамотность и
продвижение чтения
5.4 Формирование медиа и
информационной грамотности
5.5 Проблемно-поисковые
модели обучения
5.6 Внедрение
информационных технологий
5.7 Профессиональное
развитие учителей
5.8
Обучающая роль школьного библиотекаря
Глава 6. Оценивание работы
школьной библиотеки и связи с общественностью
6.1
Введение
6.2 Оценивание школьной библиотеки и практика, основанная на
доказательствах
6.3
Подходы к оцениванию школьной библиотеки
6.4
Влияние оценивания школьной библиотеки
6.5
Школьная библиотека и отношения с общественностью
6.5.1 Продвижение и маркетинг
6.5.2 Отстаивание интересов
Глоссарий
Литература
Приложение A: Манифест школьных библиотек IFLA/UNESCO
Приложение B: Бюджетный план школьной библиотеки
Приложение C: Обучающие модели для
проблемно-поискового обучения
Приложение D: Пример
перечня для оценивания школьной библиотеки
Приложение E: Перечень для оценивания школьной библиотеки для
директоров
РЕЗЮМЕ
Манифест школьных
библиотек: Школьные библиотеки во всем мире имеют общую цель,
выраженную в Манифесте школьных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО 1999 г.: школьная библиотека в обучении и учении для
всех. Персонал школьных библиотек отстаивает ценности Декларации
Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1959 г.), Конвенции
Организации Объединенных Наций о правах ребенка (1989 г.), Декларации
Организации Объединенных Наций о правах коренных народов (2007 г.) и основные
ценности ИФЛА. Школьные библиотеки рассматриваются в Манифесте в качестве силы
для расширения и улучшения преподавания и учения для всего школьного сообщества
- для педагогов, также как и для учащихся.
Ведущие принципы
школьной библиотеки
Все руководящие
принципы представляют собой компромисс между тем, что мы стремимся достичь и
между разумными ожиданиями. Составители этого документа были вдохновлены
миссиями и ценностями, воплощающимися в школьных библиотеках, и признали, что
персонал школьных библиотек и административный персонал, даже в тех странах,
где школьные библиотеки хорошо поддерживаются и имеют богатые ресурсы, должны постоянно
бороться для того, чтобы соответствовать образовательным потребностям общества
и продуманно реагировать на изменения информационной среды, в которой они
работают.
Цель школьных
библиотек
Целью всех школьных
библиотек является воспитание информационно грамотных учащихся, которые
являются ответственными участниками общества. Информационно грамотные учащиеся –
это компетентные ученики, управляющие собственным процессом учения, которые
осознают свои информационные потребности и активно вовлечены в мир идей. Они
показывают уверенность в своей способности решать проблемы и знают, как найти
релевантную и достоверную информацию. Они способны управлять технологическими
инструментами, чтобы получить доступ к информации и делиться тем, что они
узнали. Они способны работать уверенно в ситуациях, когда существует несколько
ответов или ответа нет вообще. Они держат высокие стандарты для своей работы и
создают качественные продукты. Информационно грамотные учащиеся являются
гибкими, способными адаптироваться к изменениям и способны работать как
индивидуально, так и в группах.
Основа деятельности
школьных библиотек
Школьные библиотеки
существуют в системе местных, региональных и национальных органов власти для
обеспечения равных возможностей для обучения и развития способностей,
необходимых для участия в обществе знаний. Для того, чтобы быть на уровне и
постоянно реагировать на развивающееся образовательное и культурное окружение,
школьным библиотекам необходима законодательная поддержка и достаточное
финансирование.
Школьные библиотеки
существуют также в этических рамках, которые обязывают считаться с правами и
обязанностями учащихся и других членов образовательного сообщества. Каждый, кто
работает в школьной библиотеке, в том числе добровольцы, несет ответственность
за соблюдение высоких этических стандартов в отношениях друг с другом и со
всеми членами школьного коллектива. Они стараются поставить права пользователей
библиотеки выше, чем собственный комфорт и удобства, и избегают предвзятости
личных взглядов и убеждений при предоставлении библиотечных услуг. Они имеют
дело с детьми, молодежью и взрослыми на равноправной основе, независимо от
способностей и происхождения, сохраняя их права на неприкосновенность личных
данных и права на информацию.
Кадры школьных
библиотек
Так как главная роль
школьных библиотек состоит в содействии преподаванию и учению, их услуги и
деятельность должны осуществляться под руководством профессиональных
сотрудников с тем же уровнем образования и подготовки, как и у школьных учителей.
Там, где от школьных библиотекарей ожидается роль лидеров, они должны иметь
такой же уровень образования и подготовки, как и другие лидеры в школе, такие
как школьные администраторы и специалисты по обучению. Текущие аспекты работы
школьных библиотек [такие как книговыдача, расстановка фонда – Прим. пер.] могут решаться
подготовленным техническим персоналом для того, чтобы обеспечить время,
необходимое для профессиональной деятельности по обучению, управлению,
сотрудничеству и руководству для школьного библиотекаря.
Обеспечение кадрами
для школьных библиотек зависит от местных условий, законодательств,
экономического развития и образовательной инфраструктуры. Тем не менее, более
чем пятидесятилетние международные исследования показывают, что школьным
библиотекарям необходимо библиотечное и педагогическое формальное образование
для того, чтобы обладать профессиональными навыками, которые требуются для
сложных функций преподавания, развития чтения и грамотности, управления
школьной библиотекой, сотрудничества с преподавательским составом и
взаимодействия с образовательным сообществом.
Фонды школьных библиотек
Школьные библиотекари работают с
администраторами и преподавателями для того, чтобы развивать курс, направленный
на создание и поддержание коллекций учебных материалов. Политика управления
коллекцией библиотеки должна быть основана на образовательной программе и
конкретных потребностях и интересах школьного сообщества, а также отражать
многообразие общества за пределами школы. Политика управления коллекцией должна
показывать, что создание библиотечной коллекции материалов – это совместная
деятельность, что учителя, как эксперты по своему предмету с ценным знанием
потребностей своих учащихся, играют важную роль в оказании помощи для создания
библиотечных фондов. Также важно гарантировать, что школьные библиотеки приобретают
ресурсы, которые были созданы на местном и международном уровнях и которые
отражают национальные, этнические, культурные, языковые, коренные и другие
интересы всех членов школьного сообщества.
Учебные программы школьных библиотек
Школьные библиотекари должны сосредоточиться
на основной педагогической деятельности, которая включает:
• продвижение грамотности и чтения;
• формирование медиа и информационной грамотности
(например, информационная грамотность, информационные навыки, информационные
компетенции, информационная компетентность, медиаграмотность, навыки
информационного общения);
• проблемно-поисковое обучение* (например,
проблемно-ориентированное обучение, развитие критического мышления);
• интеграция информационных технологий;
• профессиональное развитие учителей;
• повышение ценности литературы и культуры.
Школьные библиотекари осознают важность
наличия систематической основы для формирования медиа и информационных навыков
учащихся и способствуют развитию этих навыков через совместную работу с
учителями.
Оценивание
деятельности школьных библиотек
Определение
качества работы школьной библиотеки является важным аспектом продолжающегося
цикла непрерывного совершенствования. Оценивание помогает выстроить программы и
услуги библиотеки в соответствии с целями школы. Оценивание показывает
учащимся, преподавателям, самим работникам библиотек и широкой педагогической
общественности выгоды от предоставляемых программ и услуг библиотеки школы. Оценивание
дает данные, необходимые для улучшения этих программ и услуг, и помогает как
сотрудникам библиотеки, так и библиотечным пользователям понимать и ценить эти
программы и услуги. Успешное оценивание ведет к обновлению программ и услуг, а
также к разработке новых программ и услуг.
Поддержка школьной библиотеки
Оценивание также играет важную роль для руководства
инициативами, связанными с общественными отношениями и отстаиванием интересов (advocacy) школьных библиотек. Поскольку роль школьных библиотек в преподавании и
учении не всегда правильно понимается, следует создавать поддерживающие
отношения с группами и сторонниками, которые заинтересованы в школьной библиотеке,
для того, чтобы гарантировать, что библиотечное финансирование и другие виды
поддержки сохраняются.
Об этом документе
Это второе издание
руководящих принципов школьной библиотеки, опубликованных Секцией школьных
библиотек ИФЛА. Эти руководящие принципы были разработаны для оказания помощи
школьным библиотечным профессионалам и лицам, принимающим решения в образовании,
чтобы помочь им в их усилиях по обеспечению того, чтобы учащиеся и
преподаватели имели доступ к эффективным программам школьных библиотек, поставляемых
квалифицированным персоналом. Составление этих рекомендаций повлекло за собой
обсуждения, дискуссии и консультации со многими людьми из разных стран на
семинарах в ходе конференций ИФЛА и совещаниях, а также в ходе постоянного
рассмотрения и редактирования онлайн. Редакторы обязаны членам Постоянного
комитета Секции школьных библиотек ИФЛА и Исполнительного совета Международной
ассоциации школьных библиотек (IASL), а также другим членам международного
сообщества школьных библиотекарей, которые разделили свою оценку и увлеченность
проектом.
Б. Шульц-Джонс, Председатель
Д. Оберг, Секретарь
Секция школьных библиотек ИФЛА, май 2015 г.
* Здесь и далее употребляется термин «проблемно-поисковый»
в применении к обучению, образовательным подходам и моделям, который требует
некоторого уточнения.
Английское слово «inquiry» означает
поиск
информации, знания;
запрос,
просьбу об информации;
деятельность
по запрашиванию или поиску информации;
любой
процесс, направленный на приумножение знания, разрешения сомнений или решения
проблем
и
переводится как: запрос, расследование, исследование, наведение справок.
Поэтому термин «inquiry-based model» (модель, основанная на inquiry) мы
перевели как «проблемно-поисковая
модель». На самом деле – это исследовательская модель обучения, которая
интегрирует проблемно-ориентированный подход, проектные методы обучения,
развитие критического и логического мышления. При использовании таких
моделей в библиотечных уроках, которые ставят главной целью формирование
компетентного и ответственного потребителя информации, упор делается на размышление
об информации, об использовании информации в решении проблем; этот подход
интегрирует знание инструментов поиска информации, источников информации и
стратегий информационного поиска. Занятия часто начинаются с постановки
вопросов, проблем или определенного сценария – Прим. пер.
Переведен ли документ на русский язык? Где можно почитать?
ОтветитьУдалитьВ посте все написано. Журнал "Школьная библиотека: сегодня и завтра" номер 8
ОтветитьУдалить