Многие из вас знают, каким тревожным был
апрель для московских библиотек: смена директоров, попытка выселения
востребованной горожанами библиотеки из своего здания… Все эти процессы –
важный повод еще раз задуматься о профессии, повод для «поисков аргументов,
социальной роли, которые позволили бы библиотеке не оказаться на “обочине истории”»
(В.Р. Фирсов).
Как отмечают специалисты, мы очень
по-разному понимаем миссию библиотеки – и от этого возникает проблема с
системой доказательств. Причем самая большая борозда пролегает между тем, что
мы думаем, точнее, продолжаем думать о себе, и тем, что думает о нас,
библиотеке, внешний мир.
Усложняются представления населения о
«должном» в деятельности библиотеки, об уровне её комфортности, сопряженности с
новыми технологиями. Соответственно, подобно стёклышкам калейдоскопа, Образ
библиотеки в разных ситуациях непостоянен, и эти изменения как раз и
призваны определять пути развития библиотеки.
Несколько
цитат.
Анастасия Гачева (из
материала в «Литературной газете», на стhаницах которой идет дискуссия о
библиотеках):
«Для библиотеки
перегруженность востребованными, но не библиотечными сервисами обернётся
размыванием её просветительной и культуротворческой функции. Не говоря уже о
том, что неизбежно нарушится целостность универсума библиотеки, где каждый
сегмент, будь то пространство абонемента или читального зала, выставки или
лектория, вовлечён в смысловое единство, центрированное на книге, чтении,
просвещении.
Навязывание единого
брендинга, разработчики которого совершенно не держали в уме, что культура –
это не единообразие, а «цветущая сложность», что библиотечная сеть – не сеть
банков с одним и тем же набором услуг и что каждая конкретная библиотека и
ценна именно своей уникальностью, неповторимым творческим стилем, собственным
дизайном, своими программами».
Руководитель Московского международного
салона образования, который прошел 13–16
апреля 2016 года на ВВЦ в Москве, сказал:
«реальность такова, что важно не просто получать профессию, а иметь
навыки и компетенции, которые становятся все важнее. Есть абсолютно человеческие
вещи, которые подлежат развитию: концентрация внимания и эмоциональный капитал,
умение общаться, умение командно работать. Этому надо учиться, от этого зависит
адаптация в будущие профессии. Подобные вещи останутся, потому что им никогда
не научатся роботы».
Еще одна важная тема месяца – детское литература
и детское чтение. В связи с решением о выделении субсидий 24 регионам, в том
числе на комплектование библиотек книгами и электронными ресурсами, остро
встает вопрос о навигаторах в детской литературе, о формирование списков,
подходах, круге чтения и др.
Поэтому в
пятом номере журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра» мы представляем большой
блок материалов – рецензии-открытки на книги, написанные педагогами и
библиотекарями, и эссе о книгах детей – участников конкурса «Книжный эксперт XXI века».
Цитаты по теме.
В краевой газете «Наш Красноярский край» в
материале от 23 марта 2016 года читаем:
«Хорошие
детские книги стоят того, чтобы их искать. Основная функция литературы – не
познание. Это, в первую очередь, – воспитание души. Мы учим читать не только
ради хороших баллов по ЕГЭ. А для того, чтобы все прочитанное когда-то дало
свои плоды. Чтобы рядом с ребенком ни мы, ни окружающие его люди не испытывали
дефицита чуткости, понимания, терпимости, уважения и доброты. Детская
литература – это всегда в какой-то мере проекция будущего. С ее помощью мы
формируем – по крайней мере, пытаемся – окружающий мир через 10–20 лет. И то,
каким он будет, зависит в том числе от книги, которую ребенок сейчас держит в
руках».
11 апреля
2016 года прошел XI cъезд Российского
книжного союза. Писатель Даниил Гранин
прислал собравшимся небольшое видеообращение, в котором отметил: «Книга
помогает человеку жить. Избавляет его от одиночества. Помогает примерами другой
жизни: более благородной, честной, необходимой обществу. Потому что ни
телевидение, ни Интернет не занимаются духовной жизнью нынешнего человека. Они
целиком поглощены рейтингами, выгодными для них передачами. Только литература в
виде поэзии и прозы остается территорией человечности, высоких и необходимых
нам чувств добра и любви».
Комментариев нет:
Отправить комментарий