Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

вторник, 14 апреля 2020 г.

"Я иду искать" - новую книгу полистаем вместе



Дорогие читатели нашего блога!
В начале 2020 года в издательстве "Библиомир" вышла книга Елены Квашниной "Я иду искать. Интерактивный практикум".

Нам удалось провести две презентации книги: 5 марта в SMART-библиотеке и 6 марта в Гайдаровке, в Москве.
Эти презентации стали настоящими методическими семинарами с элементами мастер-класса. 

А теперь подробнее о книге

Книга включает творческие мастерские, которые помогут библиотекарям и учителям
попробовать новые приемы в работе с книгой, задействовать при этом разные органы чувств, показывает потенциал литературных настольных игр для развития речевых практик, навыков работы в команде, современные форматы читательских дневников и 
                                                                                       технологию их создания.
 
Сегодня сделать ребенка со-участником образования, помочь ему ощутить себя частью со-
бытия, созданного вокруг книги и чтения, – важнейшая задача для учителя и библиотекаря. Автор предлагает мастер-классы, идеи для игр, творческие занятия, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы в библиотеке, в школе, на уроке или занятии.

Формат издания – один из наиболее востребованных сегодня, он позволяет задействовать интересный иллюстративный материал.
Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь – учителям, библиотекарям, музейным и театральным работникам, педагогам дополнительного образования, организаторам читательских «детских программ».

 ПРЕДИСЛОВИЕ К КНИГЕ

«РАЗ. ДВА.ТРИ. ЧЕТЫРЕ…», ИЛИ НЕ ХОЧУ «МОЛЧАТЬ О ПРОЧИТАННОМ»

«При каждом названии он испускал восторженный возглас: либо оттого, что видит знакомую книгу, либо от того, что видит книгу, которую давно искал, либо, наконец, оттого, что видит книгу, о которой никогда ничего не слышал»… Эти слова из книги Умберто Эко «Имя розы», хотя и цитируются бесконечно, не стали общим местом, потому что они очень точно называют (именно называют, а не описывают то состояние homo legens), когда в руки он берет новую книгу. Во многом те же чувства испытала и я, когда открыла текст (точности ради скажу, что рукопись читала с экрана компьютера), к которому пишу предисловие.
Книга «Я иду искать. Интерактивный практикум» (читатель держит в руках с любовью изданную книгу) принадлежит перу Елены Сергеевны Квашниной, учителя-словесника, много сделавшего в области привлечения школьников к чтению, сделавшего как для школьников, так и для тех, кто с ними работает: учителей, библиотекарей, музейных педагогов, etc. Дело в том, что автор свято убеждена: прежде чем заниматься со школьниками литературой как учебным предметом, учить их анализу текста, следует сначала понять (увидеть, осмыслить ‒ трудно найти точный глагол), как современный ребенок/подросток читает книгу, что его в ней «цепляет», а мимо чего он проходит мимо, что останавливает его внимание, а что проскальзывает и…ускользает. К сожалению, сегодня нет серьезных психологических исследований в этой области, можно опираться только на собственный опыт. И, рефлексируя над ним, предпринимать какие-то действия, не сетовать, что «не читают», «не хотят», «не интересно», а создавать условия, чтобы стало интересно, чтобы чтение зацепило и «захотели», чтобы... (далее по списку).
Именно поэтому «Практикум» начинается с раздела «Интерактивное пространство школы, библиотеки», в котором автор показывает те шаги, которые можно (обратите внимание: нигде нет императива ‒ только описание возможностей) предпринять, чтобы наполнить взаимодействием (интерактив-ный ‒ это основанный на взаимодействии) культурно-образовательное пространство и дать субъекту чтения возможность выбора, с кем ему взаимодействовать: другими читателями, книгой как артефактом, автором текста, etc.

О термине субъект чтения можно прочитать в статье:
Е.А. Асонова, Е.С. Романичева, О.В. Сененко, К.С. Киктева Инфраструктура чтения: опыт описания с позиций субъекта // Вопросы образования. 2018. № 2. С.26-45. URL: vo.hse.ru/2018--2/221347589.html, https://bit.ly/36rFSOf.

И самое главное ‒ как, какими инструментами, созданными для него, он может воспользоваться. Однако нам, взрослым, эти инструменты, а также приемы, нужно придумать, описать, алгоритмизировать, сделав их удобными и привлекательными для того, чей опыт чтения еще недостаточен. И Е.С. Квашнина щедро делится этими «лайфхаками», разработанными ею самой, счастливо увиденными у мастеров своего дела, учителей, педагогов дополнительного образования, библиотекарей, музейщиков, тщательно описанными и алгоритмизированными. Автор смело заглядывает в другие, не образовательные пространства, понимая, что сегодня (к сожалению, так сложилось совсем не по вине школьных учителей!) для детей и подростков зачастую самое интересное обучение именно там, вне стен школы. Но, будучи в первую очередь учителем, Е.С. Квашнина понимает: в силах любого учителя (было бы желание!) постоянно разрушать стены между формальным и неформальным образованием, принеся на учебное занятие в школу то, что активно используется в музейных и библиотечных практиках, образовательных путешествиях и выездных творческих лагерях, куда с удовольствием оправляются школьники.
Так появляется к книге раздел «Умные игры в школе, библиотеке, семье». Опытный педагог понимает, что за чтение ребенка отвечают в первую очередь «по ведомству» семьи, а уже потом библиотеки и школы. Но в нашей парадоксальной жизни все перевернуто с ног на голову. Переворачивать обратно ‒ занятие трудозатратное и самое главное ‒ очень долгое. А времени нет: поколение вырастает быстро. Поэтому ситуацию надо принимать такой, какая она есть…и помогать не только школе и библиотеке, но и семье, которая тоже не всегда понимает, почему у читающих родителей дитя читать не хочет, почему книги мам и пап «не заходят». У автора есть один рецепт такой помощи ‒ игра, игра которая вся построена на взаимодействии… И поэтому могу смело утверждать: у книги может появиться новый читатель, который «никогда ничего <подобного ‒ Е.Р.> не слышал» и не читал. И этот читатель ‒ современный родитель.
Трудно сказать, какая из глав книги ‒ самая интересная. Но «Педагогика на кончиках пальцев» явно претендует на первенство. Она о том, что можно «сделать» (слепить, вырезать, смонтировать, склеить…) в процессе чтения книги. Как это можно сделать самому и как этому можно научить: на страницах «Практикума» прописаны пошаговые алгоритмы. Она о том, как читатель может сделать процесс своего чтения или размышления над прочитанным зримым и осязаемым, потому что впечатления, оказывается, можно материализовать в арт-объекты, связанные с чтением и прочтением, то есть интерпретацией.
Своеобразными подступами к этой интерпретации могут стать, по мысли автора «Практикума», читательские дневники, разумеется, интерактивные. Не откажу себе в удовольствии сказать: Е.С. Квашниной удалось не дублировать и не расширить то, о чем она писала в соответствующем разделе свое первой книги, а найти новый ракурс, рассказав о необычных формах читательских дневников, описать возможные приемы и алгоритмы их создания, которые вполне доступны школьникам.
«Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать!» ‒ так звучит известная считалочка, из которой мы (вслед за автором) взяли название своего предисловия. Четыре «счёта» ‒ четыре главы.
А «пятый счет»? Возможно, «пятый счет» ‒ это картинки, которые иллюстрируют, дополняют, углубляют написанное. «Что толку в книжке, если в ней нет картинок?» ‒ восклицала кэрроловская Алиса. Вопрос, как говорится, риторический… Возможно, на «пятый счет» каждый читатель предпримет свое действие. Какое? Читателю виднее. Вспомним о его правах, так точно сформулированных Д. Пеннаком. Благо книга Е.С. Квашниной для их реализации создает все условия.
Е.С. Романичева



А ТЕПЕРЬ ПОЛИСТАЕМ КНИГУ 
















Дорогие читатели! Если вы хотите приобрести книгу, вы можете обратиться в издательство по электронной почте bibliomir@bk.ru
Вы можете подписаться на страничку автора - Елена Квашнина - в Инстаграме https://www.instagram.com/kvashnina_elena/. Там она много рассказывает о том, как работает с самыми разными книгами и многое другое, но не менее интересное.
Становитесь участником группы журнала "Школьная библиотека: сегодня и завтра" на Фейсбуке - https://web.facebook.com/groups/756852347765488/. И вы всегда будете в курсе интересных событий! 
Приятного и полезного чтения!

Комментариев нет:

Отправка комментария