Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

среда, 30 июня 2021 г.

Завершилось онлайн-обучение для школьных и детских библиотекарей Московской области

Уважаемые коллеги!

В Московской области завершился «Онлайн-курс по формированию навыков цифровой грамотности специалистов школьных и детских библиотек», который был реализован командой Автономной некоммерческой организации «Центр развития социальных и образовательных инициатив» на территории Московской области при поддержке Фонда Президентских грантов и партнеров (http://library-school.tilda.ws/).

В целях безопасности в условиях сложившейся эпидемиологической ситуации все мероприятия проекта проводились в удаленном формате.

На первом этапе проекта была разработана модель онлайн-курса, направленного на формирование практических навыков применения информационных технологий и современных цифровых инструментов для решения различных задач профессиональной деятельности специалистов школьных и детских библиотек.

Модель включила в себя:

ü     учебную программу курса, включающую в себя 16 тематических разделов и рассчитанную на 72 академических часа;

ü     принципы организации учебного процесса в дистанционном формате и форматы организации обучения (вебинар, видеолекция, практические занятия, решение кейсов, тестирование и т.д.);

ü     инструменты и сервисы, рекомендуемые для разработки учебного контента;

ü     шаблоны и требования к разработке учебного контента;

ü     рекомендации по разработке контрольно-измерительных материалов (кейсы, тесты, задания для совместной работы, материалы для итоговой аттестации);

ü     протоколы коммуникации слушателей, преподавателей и администрации онлайн-курса.

На этом этапе был проведен отбор преподавателей для реализации образовательной программы из числа экспертов в области библиотечной деятельности, применения цифровых технологий и сервисов в образовании, проектной деятельности. В итоге к разработке были привлечены восемь преподавателей из Московского педагогического государственного университета, Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского Российской академии образования», Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки имени И.И. Молчанова-Сибирского, авторы практических разработок и интерактивных курсов для библиотекарей, специалисты детских и школьных библиотек.

Все преподаватели получили доступ к материалам, регламентирующим разработку онлайн-курса, и с ними было выстроена удаленная коммуникация.

На следующем этапе командой проекта совместно с преподавателями были разработаны учебные материалы по 16 модулям, в том числе: 26 видеоуроков, общей продолжительностью более 10 часов; 18 промежуточных тестов, 9 упражнений/тренажеров; 16 презентаций; подборка материалов для самостоятельного изучения; задания для групповой и самостоятельной работы.

Все материалы были размещены на платформе дистанционного обучения Core (https://coreapp.ai/) и к ним обеспечен доступ в режиме 24/7.

Для выявления технических ошибок, возникающих при размещении материалов на платформе, а также с целью устранения опечаток и неточностей было проведено тестирование готового курса силами волонтеров проекта из числа студентов педагогических вузов и институтов культуры, обучающихся по программам образовательного и библиотечного профиля.

Все найденные замечания заносились в специально разработанную онлайн-форму и исправлялись авторами контента.

Следующим шагом стало проведение экспертной оценки курса по специально разработанной анкете специалистами из библиотечной сферы и сферы образования, в задачу которых входило выявление нарушения логики изложения материала и построения программы, формирование предложений по дальнейшей доработке и совершенствованию онлайн-курса. Результаты, полученные в ходе работы экспертов, были проанализированы, часть из них были учтены при подготовке текущей программы, часть внесены в план доработки курса.

 Параллельно с разработкой материалов был создан и наполнен сайт проекта (http://library-school.tilda.ws/), проведено информирование целевой аудитории через сайты информационных партнеров проекта и группы в социальных сетях, организована предварительная регистрация участников, проведено ознакомительное онлайн-мероприятие.

Для коммуникации слушателей и команды проекта была создана группа WhatsApp, в которой на старте проекта было зарегистрировано 80 участников.

Приглашения приступить к обучению на платформе дистанционного обучения получили 70 специалистов школьных и детских библиотек Московской области, подтвердившие согласие с условиями обучения.

Онлайн-курс был реализован на протяжении шести недель (с 19 апреля по 31 марта 2021 года) и включал в себя следующие учебные активности:

ü     входное тестирование;

ü     просмотр видеолекций;

ü     изучение дополнительных материалов;

ü     решение практических кейсов или прохождение промежуточного тестирования;

ü     выполнение практических заданий посредством различных онлайн-инструментов;

ü     создание цифровых продуктов;

ü     коллаборацию в процессе решения практических заданий;

ü     итоговое тестирование;

ü     индивидуальную рефлексию в группе WhatsApp.

 

Совместная работа слушателей зафиксирована в следующих сервисах коллективной работы:

Ø     по визуализации данных https://padlet.com/library_vildeti/qtmc0tn8p6kuww7r;

Ø     визитная карточка библиотеки https://padlet.com/library_vildeti/2ij013ur4i8tz5m7;

Ø     игры и конкурсы https://padlet.com/library_vildeti/ed3uxzxvg7ywzldv;

Ø     интерактивное пространство https://padlet.com/library_vildeti/3gu5mzrox9e9txts;

Ø     гугл-карта «География участников» https://clck.ru/VmWsC.

 По окончании онлайн-курса была организована видеоконференция со слушателями и преподавателями программы в рамках которой были подведены результаты обучения, проиллюстрированы разработанные продукты и решения, проведена коллективная рефлексия по методу «шести шляп».

Полностью учебную программу успешно освоили 56 слушателей, которые получили электронные сертификаты, свидетельствующие об прохождении онлайн-курса по формированию навыков цифровой грамотности специалистов школьных и детских библиотек.

После окончания обучения слушатели заполнили онлайн-анкету обратной связи, в которой оценили актуальность и качество разработанного материала, высказали замечания и оставили пожелания по дальнейшему совершенствованию курса.

Все полученные результаты были проанализированы и учтены при разработке методических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию и масштабированию проекта

Комментариев нет:

Отправить комментарий