Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

среда, 16 марта 2016 г.

Второй "острый" репортаж

Редко я пишу «острые» материалы. Но иногда случается.
Вот и сейчас не могу приступить к подготовке очередного номера журнала, пока не выполню обещание, данное себе же самой, – написать о работе в жюри конкурса школьных библиотекарей региона N.
Пожалуй, никогда еще так ярко конкурс не показывал мне все те проблемы и «штампы», которые есть в школьном библиотечном сообществе. Конечно, конкурс для школьных библиотекарей – повод переосмыслить, систематизировать свою работу, освоить новые технологии ее представления. Проводится на уровне региона впервые. А для меня как члена жюри и инициатора конкурсных проектов для школьных библиотекарей он был возможностью увидеть лучший опыт, процессы в образовании, школе, библиотеке, но и те (даже не знаю, как назвать) штампы, клише, мысли, которые сегодня выглядят уже несколько странно.

Возможно, мой пост покажется некоторым коллегам – библиотекарям – немного злым или слишком критичным. И возможно, это повлияет на чье-то решение об участии в конкурсах журнала о внеурочной деятельности и оформлении пространства. Но не поделиться своими мыслями я не могу.

Уверена, что кто-то со мной не согласиться, у кого это вызовет протест… Я буду рада любым комментариям, замечаниям, мнениям. Мне это очень важно. Можно комментировать в блоге, писать в группе журнала в Фейбуке и на почту bibliomir@bk.ru

Эссе о профессии. С определенного момента почти все конкурсы библиотекарей включают написание эссе. Я все чаще размышляю: специалисты какой еще профессии пишут эссе о своей профессии – почтальоны, водители, может быть инженеры или кто-то еще? Не встречалась с этим. И если несколько лет назад, эссе и правда смотрелось в конкурсной работе неплохо, то сейчас это очень плохо.
Я понимаю, что в каждое время мы решаем разные задачи. И если раньше очень остро стояла имиджевая задача – заявить о себе, почувствовать себя сообществом и т.д., то сейчас эссе уже не решает эти задачи, и нужно ли их вообще решать в профессиональном конкурсе.

В эссе много высокопарных слов о профессии, о ее значении – это стало уже прописными истинами и даже штампами. Практически в каждом эссе и работе читаем: «аптека для души» и «вы главные лица в государстве», цитаты Сухомлинского и др., а еще о библиотеке-храме, что работа священна, имеет глубокий сакральный смысл. В презентациях финальным слайдом – икона и свеча! (но о презентациях чуть позже).
Не имею ничего против великих людей и цитат, но в какой-то момент при чтении работ мне показалось, что они просто вредны для сознания библиотекаря. Профессия библиотекаря – это всего лишь профессия. Как и в любой другой – люди в нее приходят и из нее уходят, ищут работу рядом с домом или не рядом, приходят в нее случайно или целенаправленно. Такое есть в самых разных профессиях. Правильно, на мой взгляд, говорит Александра Вахрушева, сколько уже можно говорить о «последних святых», о подвижничестве и др.

Работам действительно не хватает делового, рабочего, динамичного стиля. Нужно хорошее современное содержание, интересные приемы и формы, события вокруг книг и чтения. И это – залог успеха во многом.
Отмечу еще использование одной и той же музыки практически в каждой работе. Я понимаю, что для многих школьных библиотек она стала родной. Но представьте ситуацию: идет очное представление своих работ в большом зале. Библиотекари выходят по очереди с презентациями. И в каждой презентации фоном звучит одна и та же музыка. Это же ужасно.
На фоне миллионов доступных шаблонов презентаций в Сети, здесь даже был ПОВТОР ШАБЛОНА презентации.

Читая работы одной из номинаций, мне вдруг пришло в голову проверить работу в системе Антиплагиат.
Результаты были крайне неутешительны.
Например, 75% – заимствования, цитирование – 0. ЦИТИРОВАНИЕ – 0!!!!
Вы можете себе это представить в БИБЛИОТЕЧНОЙ профессии! Как же мы тогда можем учить работать с источниками других, если сами так работаем.
И даже в некоторых эссе Антиплагиат давал большой процент заимствования. В ЭССЕ!!!

Чудесно, что в регионе N появляются новые школы с новыми школьными библиотеками.
Здесь в работе мне удалось увидеть две таких.
Одна библиотека – 400 метров. Интересное пространство – есть верхний ярус или половина второго этажа, куда ведет лестница. По фото пыталась понять интересные идеи использования пространства. Но работа отражает скорее  стандартный набор мероприятий, но не концепцию использования этого интереснейшего пространства. Стандартная коричневая мебель (школа новая, почему не другого цвета???), стены желтые – тоже почему???

Другая школа. Библиотека  530 метров. Но очень маленький фонд. Всего 10000. Из них – художка 1500, остальное – учебники.

Лишь в одной работе упоминаются авторы Жвалевский и Пастернак и работа с ними и то только потому, что их произведения можно скачать бесплатно.

Справедливости ради скажу, что библиотекари ведут кружки по книгам в библиотеке, работают с детскими садами, что у многих сформирована именно система работы, которой следует библиотека. Некоторые библиотекари даже в небольших помещениях создают трансформируемые пространства под разные задачи – столы можно переместить, подвинуть составить по-другому. Приятно видеть в библиотеке круглый стол. Даже фотографии читателей за ним получаются совсем другие, душевные, искренние.
Была интересная идея про игру с пространством: стеллажи – улицы, разделители – дома. Идея, к сожалению, не до конца была прописана в работе и в презентации. Это пришлось домысливать. Но такая идея мне очень понравилась!
Лишь один из участников говорит о живых цветах в библиотеке. Цветы потрясающие.
Только один показывает издательскую продукцию библиотеки, проектные работы, методические материалы (в виде коллажей).
В одной работе читаем, что библиотекарь отвечает за школьный музей, ведет театр книги, впервые сказано о том, что оформляет выставки в коридорах школы.

Один библиотекарь отметил, что ведет блог, были презентации в виде видеофильма.

Когда-то в журнале мы печатали небольшой методический переводной материал «Как фотографировать вашу библиотеку» (номер 5 2015 года. Думаю, что он есть на сайте в полнотекстовом варианте).

Делать для конкурсных работ, для своего портфолио, для разных других задач постановочные кадры? Или просто фотографировать мероприятия со статичными детьми за партами? Если делать, то как это делать? Что и как фотографировать?
В одной работе мне встретился чудесный постановочный кадр: библиотекарь стоит в дверях своей библиотеки, дверь открыта, библиотекарь как будто приглашает нас в библиотеку! Скажете просто? Согласна на все 100%. Но до этого момента практически не встречала подобного.

Знаю, что многие скептически относятся к цифрам (число читателей, учащихся, фонд, состав и количество) в презентациях. Они иногда и, правда, мешают. Но в этот раз они были СЛИШКОМ показательны.

Итак, несколько цифр.
·                        Библиотека находится на 5 этаже школы (такие старые здания, очень высокие, в них иногда и училища располагаются). Площадь 68 метров, включая хранение учебников. Не пойдешь ни за что!
·                        Библиотека площадью 20 метров, фонд 4600, учеников 746!!!! Становится понятно, почему в презентации нет одного фото из библиотеки. Все мероприятия проходят в классах.
·                        Библиотека находится в административном здании школы, а не в учебном. В работе читаем: учащимся трудно дойти до библиотеки, нужно идти в другое здание, когда они маленькие, еще плохо ориентируются и им тяжело найти.
·                        На 425 читателей 760 экземпляров художественной литературы!!!! Катастрофа! Как работать?! Художественной литературы в библиотеке нет совсем.

Не могу ни сказать еще вот о чем. Это в какие рамки и условия поставлен библиотекарь в школе или это сформировано какими-то факторами, что любое действие требует подтверждение бумагой, сертификатом. Принял участие в семинаре - просто принял, сидел и слушал -  сертификат. Выступил на ГМО - сертификат, вошел в школе в оргкомитет мероприятия - сертификат.  Но понимаю, что сейчас это проблема не только школьных библиотекарей, к большому сожалению.

Еще несколько слов.
Автор работы отмечает, что сама разработала некоторые электронные  формы учета в библиотеке. Разработала сама, ушло 4 года. Вопрос: МНОГО это или МАЛО? Был ли путь проще? Какая цель? Что это дает библиотеке? А может Гугл-документы нам в помощь? А может это уникальный продукт, и его стоит тиражировать и запатентовать! Смеетесь? Я не шучу! Такие примеры есть. В журнале об это писали, как под руководством педагога-библиотекаря разработан проект, который сейчас получает патент.


И последнее.
Об авторском праве.
Иногда кажется, что мы живем как будто вне правового поля. На семинарах по внедрению электронных учебников часто слышу в зале «а почему нельзя скачать, зачем все эти лицензии?». Но тем не менее учим своих читателей цитировать, работать с источниками, проверять данные по словарям и энциклопедиям, а ГУГЛИТЬ, проводим уроки по информационной безопасности и цифровой этике в справочно-библиографическом обслуживании…
Нельзя скачать, т.к. это нарушение. Нельзя ксерокопировать журналы и книги по 30 экземпляров и раздавать библиотекарям для работы.
Поэтому так дико для меня выглядит заявление РГБ, что теперь в читальных залах можно фотографировать книги. Конечно, можно, если я делаю это для себя, для СВОЕЙ работы, не передаю третьим лицам, не выставляю в Сеть, в открытый доступ и др.
И поэтому для меня так ужасно звучат фразы: «Выставки (которые «Выставка в школьной библиотеке», издание РШБА) отсканированы и электронно выдаются педагогам для использования в урочной и внеурочной деятельности». Как же это может быть!!!

И все же было и много хорошего в этом конкурсе и работах. Для себя я нашла много идей. Обязательно поеду посмотреть эту школьную библиотеку площадью 400 метров. Что-то опубликуем, кому-то хочу предложить участвовать в конкурсе по внеурочной деятельности, т.к. есть готовые программы и проекты.

Всем добра!

14 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна! Ваше сообщение в блоге актуально и для нашего региона. Наша в себе смелость скопировать начало вашего поста и дала ссылку на вашу статью в вашем блоге. Смотрите мой БЛОГ КОТА ВАСЬКИ Полещенко. Если вы против, я удалю свое сообщение.

    ОтветитьУдалить
  2. острые проблемы подняла, Татьяна. Все верно. А библиотека школьная в 400 метров...Мне захотелось ее посмотреть и порадоваться за библиотекаря.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Татьяна! Остро, кое о чём можно поспорить... Но говорить нужно, давно назрело. Штампы, казенщина... А что вы хотите!? В нашем регионе свыше 70% - пенсионеры. Какие блоги... Об электронных каталогах и слышать никто не хочет, всё по старинке. Так что начинать нужно с подготовки новых кадров. А что касается пространства... В нашем городе открылась новая школа. Пространства много-много-много. Мебель новая. Но... Учебники собирали, как говорится, всем миром. Книг нет ... ни одной. С чем работать? Школы района устроили акцию "Подари книгу". А где государственная программа комплектования? Вот проблема!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Блоги не должны и не могут вести все. Да и не нужно это. Хотя это проще, чем сделать презентацию. А вот если сделать блог по примеры Тулы как корпоративную площадку для новостей, опыта, общения, в этом есть смысл. Один блог на город или район. Про кадры тоже не все так однозначно. Предположим есть кадры - им есть куда прийти? Есть места, вакансии?

      Удалить
  4. Если в регионе N обязали участвовать в конкурсе ВСЕХ библиотекарей, ввели обязаловку, то процент плагиата вполне понятен. В конкурсах должны участвовать заинтересованные люди, которым есть, что сказать и сказать они могут, т.е. могут свои идеи представить интересно. Обязаловка же страшный враг творчества.
    Да, художественной литературы нет, но это не вина библиотекарей! Школьные библиотеки не пополняются художественной литературой 20 лет- и это просто вредительство, так как школьная библиотека ребенку всегда по пути, и проблем с нехваткой читателей в школьных библиотеках нет. В первую очередь именно школьные библиотеки должны литературой-самой новой,самой интересной- снабжаться, если мы хотим, чтобы наши дети читали. И методической литературой для учителей, и...
    От сертификатов в школе зарплата зависит напрямую, поэтому без них нельзя. Система такая, за это баллы начисляют, а по баллам зарплату.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна с каждым словом!!! Об этом говорим, не молчим, поднимаем эти проблемы на совещаниях, вебинарах, встречах, а воз и ныне там!
      Но всё равно спасибо Татьяне за эту статью, за отражение наших профессиональных проблем. Очень актуально!

      Удалить
  5. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конкурс не был обязательным. Участвовали по желанию. Про сертификаты все понимаю с одной стороны, с другой хочу сказать, что ситуация доведена до абсурда.

      Удалить
  6. И про комплектование. Сейчас идёт программа при участии Ршба и будет в 24 регионах. Посмотрите предложенные списки на сайте ршба, примите участие в обсуждении.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надеюсь дожить до тех светлых дней,когда школьные библиотеки начнут получать художественную литературу. Все эти годы многие библиотекари на свои деньги покупали книги, чтобы провести мероприятие,просто детей порадовать- при их-то доходах.
      разные они и всякие, библиотекари наши, но доля энтузиастов среди них выше, чем в любой другой профессии. Потому что подолгу работают в школьныхбиблиотеках только энтузиасты, случайные люди - год-два, ато и через месяц бегут без оглядки.

      Удалить
    2. Очень внимательно прочитала статью. Согласно полностью с высказываниями Galina Lissa. Можете с нами поспорить, но без энтузиазма в нашей работе никуда. Работаю 25 лет в школе. Блог веду с 2011 года "Книжный мир", стараюсь не отстать от времени, постоянно дистанционно обучаюсь (мне это интересно и полезно). Участвовала как то в аналогичном конкурсе в своем регионе: огромный минус - нет читального зала (хотя посадочные места, конечно, для детей есть, как раз за круглым столом, который делала на заказ за свой счет). Это не абсурд? По моему, основное - наша работе, ее и смотрите. А выход в библиотеки счетной палаты, которая ПОШТУЧНО просчитывает наш фонд (даже не беря во внимание, что дети могут что-то потерять, конечно акты на списание делаем)? Это не абсурд? И все эти проверки меня лично оскорбляют и мешают работать. И я уверена, что многие библиотекари действительно болеют за свое дело и это не просто пафосные слова.

      Удалить
  7. Согласна с Вами Елена Олеговна! Многие библиотекари болеют за своё дело, и трепетно относятся к своей профессии... а знаете какую зарплату они получают? Не знаю, как в Ваших регионах, а у нас... просто смех! Вот я говорю, никто из молодых кадров не придет работать в школьную библиотеку, если он по-настоящему не влюблен в свою профессию! Пускай эти слова кажутся пафосными...

    ОтветитьУдалить
  8. Совсем даже не обидно звучат высказанные мысли, поскольку чувствуется профессиональная боль, неудовлетворённость от увиденного. Объективно -это характерная картина от происходящего в системе школьных библиотек. Какого-то радикального сдвига в работе библиотек образовательных учреждений ещё не произошло. Всё очень сильно завязано на кадрах. Кадры остались прежними. Поскольку в школьной библиотеке работает в основном один, значительно реже два человека, то они и делают погоду. Всё зависит от личности. Есть ощущение от происходящего, что изменения очень поверхностны.

    ОтветитьУдалить