Последний номер нашего журнала за 2013
год посвящен вопросам авторского права в школьной и детской библиотеке, а также
информационной безопасности детей в Сети.
Обсуждения, связанные с принятием закона № 436-ФЗ не утихают в обществе, идет работа над поправками к Закону, ведется
разъяснительная работа по правоприменительной практике, созданы и успешно
работают некоммерческие и общественные организации, которые занимаются
различными аспектами безопасности: контентной, технической, программной и др.
Вопросы авторского права также вызывают
острые дискуссии и неравнодушные обсуждения.
Думаем, что каждая библиотека
столкнулась сегодня с трудностями трактовки и применения отдельных положений
Закона, а также с различными аспектами использования норм авторского права в
библиотеке.
И хотя уже много сказано на эту тему на
самых разных площадках – реальных и виртуальных, мы все же попытались собрать
вместе некоторые материалы, которые предлагают инструментарий и для
собственного профессионального развития, и технологии работы с
читателями-детьми. Это разработки экспертов, библиотекарей-практиков, анализ
российской и зарубежной практики, обзор ресурсов и мероприятий по теме,
результаты исследований.
Одна из громко звучащих нот темы –
контролировать, запретить. Но это лишь один из аспектов. Гораздо важнее –
объяснить, показать, предупредить, спроецировать ситуацию в игровой форме. И
именно здесь – поле нашей профессиональной деятельности!
Целесообразно привести слова Ивана
Засурского: «когда современные активисты говорят о том, что «информация хочет стать
свободной», они имеют ввиду именно тягу
знаний и культуры к объединению… Для нас снова… стало важным иметь наши знания
и культуру в постоянном доступе, чтобы облегчить их распространение».
Тема авторского права и безопасности в
Сети сложная и многоаспектная, но она касается каждого из нас: и как
профессионала, представляющего сферу библиотечного дела и образования, и как
родителя, для которого безопасность ребенка является безусловным приоритетом, и
как гражданина, когда важно выработать свою позицию и свой взгляд на проблему.
Как отмечают специалисты,
библиотекари сегодня – это
сертифицированные эксперты в области «белого» контента. Поэтому многие говорят
о том, что именно на них – библиотекарей школьных и детских библиотек как
экспертов необходимо опираться и родителям, и педагогам. Библиотекари понимают, какую книгу дать
ребенку, в каком возрасте. Создание каталогов
рекомендательных сайтов, электронных ресурсов – сегодня эта работа
сродни пополнению фондов школьной библиотеки.
Рубрика «IT-школа современного школьного библиотекаря» представляет сегодня
методические и практические статьи и материалы, которые отражают различные
аспекты заявленной темы и дают готовые технологии работы. На наш взгляд,
сегодня журнальная статья уже не является просто статьей. Она – лишь основа,
вокруг которой выстраиваются ссылки на опыт коллег в Сети, термины,
подготовленные для дальнейшей работы инструменты, и которая дает путь для
поиска решений именно для своей библиотеки.
Изюминка это
номера – инфографика, посвященная нашей «IT-школе».
Также в номере рубрика «Библиомир» –
обзор мероприятий осени «Место встречи – библиотека!»
Приятного и полезного чтения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий