Журнал «Школьная библиотека: сегодня и завтра» – это оперативная и актуальная информация в каждую школьную библиотеку. Только практико-ориентированные материалы. Сочетание новых технологий и традиционных подходов приобщения к чтению. Повышение квалификации, акции и конкурсы, Год литературы, стратегии чтения и ФГОС, организация библиотечного пространства, обзоры блогов, событий, профессиональных СМИ, лучший опыт регионов.

среда, 20 ноября 2013 г.

«Национальная программа поддержки и развития чтения:проблемы и перспективы»VII Всероссийская конференция


VII Всероссийская конференция «Национальная программа поддержки и развития чтения:проблемы и перспективы» 19-20 ноября, Москва, Президент-Отель.

Первый день
В.Я. Аскарова представила сборник "Кризис чтения: энергия преодоления", который получили все участники конференции.
Она отметила: что сборник собрал статьи, от которых исходит "энергия действия", он содержит огромное количество ссылок на интересный опыт по чтению.
Челябинск сегодня - яркий пример города, в котором рождается и реализуется множество идей по теме чтения.
Находиться в среде чтения и эту среду создавать - эти слова прозвучали как девиз для всех участников конференции.Из предисловия: Время сетований на "кризис чтения" ушло, пришло время активных и нестандартных решений... Опыт наиболее креативных, интеллектуальных и трудолюбивых коллег показывает, что там, где идет напряженный творческий поиск, где используется широчайший спектр возможностей приобщения к чтению, ширятся и множатся ряды читателей...
Челябинск сегодня - яркий пример города, в котором рождается и реализуется множество идей по теме чтения.
Находиться в среде чтения и эту среду создавать - эти слова прозвучали как девиз для всех участников конференции.Из предисловия: Время сетований на "кризис чтения" ушло, пришло время активных и нестандартных решений... Опыт наиболее креативных, интеллектуальных и трудолюбивых коллег показывает, что там, где идет напряженный творческий поиск, где используется широчайший спектр возможностей приобщения к чтению, ширятся и множатся ряды читателей...
С.Ю. Кузнецов представил в докладе 3 проекта, которые реализует "Общественная читательская инициатива"
1. для детей "Читаем с детьми"
2. для подростков "100 книг, изменивших жизнь"
3. для молодежи - читательские клубы "Круги чтения".
Один из главных тезисов: книга - источник эмоций, повод для общения, социально одобряемое и приемлемое занятие в молодежной среде.
Н.Н. Сметанникова уделила много внимания гендерным особенностям чтения. Сегодня в России у чтения женское лицо. Читают в основном молодые женщины до 30-35 лет с высшим образованием. Они и создают среду для чтения своим детям.
Хотя последнее советское исследование 1992 года представляло совсем другую картину: читающий человек - это мужчина, примерно 30 лет с высшим техническим образованием
М.А. Веденяпина, директор РГДБ представила результаты большого социологического исследования, которое было проведено по заказу Федерального агенства по печати и массовым коммуникациям. "Проблемы и тенденции развития детского чтения в России". В ближайшее время результаты и описание будут выложены на сайте РГДБ и доступны для всех желающих.
В проведении участвовал Левада-Центр, что позволило расширить узко профессиональные рамки традиционного библиотечного исследования.
Было отмечено, что в различные списки по чтению для детей входят всего несколько - 3-5 новых книг. Остальное - это традиционный репертуар внеклассного чтения.
М.В. Смирнова (Живая классика) предложила участникам фильм о международном конкурсе. В фильме о чтении говорили Л. Улицкая, А. Архангельский и др. 



Второй день работы конференции.
Тема дня: Дискуссионная площадка «Трансляция культурного знания в современном мире: разные форматы – разные результаты»
Модераторы: главные редакторы профессиональных журналов: Любовь Казаченкова («Современная библиотека») и Елена Бейлина («Университетская книга»).
Профессиональная модерация, иногда с провокациями, приятые голоса, такт, уважение, умение говорить и подключать аудиторию.
Вот несколько моих мыслей по поводу сегодняшнего дня: был выбран довольно сложный формат, который предполагает, на мой взгляд, не только подготовленность и знание темы модераторами, но и участниками дискуссии.
Некоторые, надо сказать, выглядели довольно невнятно, извините. Выступающие откровенно говорили о том, что не понимают «зачем библиотека». Ведь она – одно из многих мест, где продвигается книга.
Конечно, аудитория в зале была разной. Но в большей степени – библиотечная.
И опять стало понятно, что Москва и регионы говорят на разных языках.  Складывается впечатление, что в Москве все проблемы может решить Wi-Fi  («чтобы не просто слонялись, а не отвлекались от гаджета» - цитата). Его проведение становится первым и главным делом в модернизации московских учреждений культуры.
Несопоставимые бюджеты, непонимание проблем и реалий жизни в регионах, особенно в сельской местности. Надеюсь, что я ослышалась, но была названа цифра в 500 млн рублей на ремонт Дома культуры (площадь 20 000 метров) в Зеленограде!!!
И книжный шкаф с надписью «библиотека» в продуктовом магазине маленького села в … крае, куда дачники летом приносят много книг, а местные жители приходят, берут их и просят еще.
Из уст московских чиновников также прозвучало. Цитата:  «…. край – территория для меня непонятная».
Еще цитата: нельзя мерить количеством ног качество того, что делаешь!
Всего было три панели. Дискуссия, разговор получился. Было интересно услышать разные мнения и подходы.
Были и представители московских библиотек: ЦБС Кунцево, библиотеки-читальни им. Тургенева.
Цитаты: сейчас молодое поколение – это «те, кто еще только приближает к себе библиотеку, даже еще не приходит…». У молодежи не сформирован сам запрос на посещение библиотеки.
«Библиотеки – место новых смыслов. Бизнес ищет библиотеки как партнеров при реализации социальных программ».
Представители среды блогеров, которые занимаются рекомендаций книг отметили, что людям часто не хватает веры в некоммерческое начало рекомендательных списков книг, составляемых издательствами и книжными магазинами. Тут же был поднят вопрос о недоступности «толстых» журналов – сложность и дороговизна подписки, отсутствие электронных версий и др.
В заключении хочу сказать о директоре сети книжных магазинов, который говорил с аудиторией во многом маркетинговыми терминами: продвижение,  стратегия, конкуренция,  аудитория, точка входа. Но это было очень органично, на мой взгляд, т.к. открывает другие возможности восприятия библиотечной профессии и библиотеки. И «мы должны сами себе ответить на вопрос – зачем людям это нужно».

 Анонс конференции и программа здесь: http://mcbs.ru/announcements/item/1559


Комментариев нет:

Отправить комментарий