Евгений Велихов, Сергей Степашин, Любовь Духанина. |
В зале Центра документов международных организаций РГБ собрались представители Общественной палаты РФ, Российского книжного союза, Российского исторического общества и Российской библиотечной ассоциации. Представление соглашения началось с проблем учебников истории, противоречивость которых в последние годы создает немало сложностей как в обучении, так и в вопросах становления мировоззрения молодого поколения. «Мы решили создать общественный совет, куда приглашаем всех, кто заинтересован, чтобы наш учебник учил, а не калечил наших детей, чтобы он был профессиональным и доступным, — начал встречу председатель Российского книжного союза Сергей Степашин. — Сейчас министерством образования, различными общественными организациями ведется серьезная работа по созданию нового учебника. В этой связи принято решение о подписании первого рамочного соглашения о совместной работе. Это первое наше собрание, двери открыты, и нам бы хотелось, чтобы с сегодняшнего дня эта работа началась в практической плоскости».
В компетенцию Объединенного совета войдет мониторинг востребованности учебников; проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых Минобрнауки России по реализации государственной политики в сфере образования; анализ обращения граждан по вопросам качества учебной литературы, а также подготовка рекомендаций по усовершенствованию качества учебников. Работа Совета будет открытой: стороны обещают проводить регулярные исследования общественного мнения о принимаемых стратегических решениях в области учебной литературы. По словам секретаря Общественной палаты Евгения Велихова, в деятельности Общественного совета может принять участие практически любой гражданин страны: «Критерий отбора кандидатов будет очень простой — готовность к работе».
При создании новых учебников придется учитывать особенности нового Закона об образовании, который вступил в действие с 1 сентября 2012 года. «Сегодня вся ответственность за выбор образовательной программы конкретной школы возложена на образовательное учреждение, — рассказала заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке Любовь Духанина. — В этих условиях возникает необходимость создания очень профессионального информационного полиса, состоящего из учебно-методитческих комплектов абсолютно по всем предметам, потому что нельзя рассчитывать на то, что сегодня каждый учитель сможет написать программу по своему предмету, ему нужно на что-то ориентироваться. Эти ориентиры должны быть высокопрофессиональными».
Комиссия, которая готовила решение об экспертизе, пришла к выводу о необходимости нескольких экспертиз учебников: научной, затем педагогической и общественной. «Жизнь показывает, что очень много мелких и серьезных ошибок в учебниках находят родители и учителя, — считает Любовь Духанина. — Общественная экспертиза становится сетевой — все читают учебники, высказывают свою точку зрения». Такая сетевая экспертиза, по мнению собравшихся в зале Центра документов международных организаций РГБ, поможет создать качественные учебники и единое образовательное пространство страны в условиях большого количества свобод для школ, в частности, с точки зрения выбора образовательной программы. «Мы ушли от знаниевой парадигмы к деятельностной парадигме, теперь системе оценивания подлежат не только знания, но и методо-предметные умения, и личностные результаты, а это означает, что учебник должен серьезно измениться по структуре, по своему наполнению, он должен в себе сочетать большой объем видов деятельности, которые предоставляются ребенку», — поясняет Любовь Духанина.
Президент РГБ и вице-президент РБА Виктор Федоров сделал акцент на том, что учебник, как и любая другая качественная книга, должен воспитывать интерес к чтению. Поэтому символично и вполне уместно, что подписание соглашения проходит в стенах РГБ. Он подчеркнул, что в серьезном пересмотре нуждаются не только учебники по истории, но также по литературе, русскому языку и арифметике.
Директор Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян подтвердил слова Виктора Федорова о том, что больше всего нареканий вызывают именно учебники математики. По его мнению, важно, что такое явление как Общественный совет расширяет функции гражданского общества в России. «Вопросы среднего школьного образования сегодня волнуют многие страны мира, — рассказал он. — Буквально три дня назад я прочитал, что в Англии по нашему примеру создается комиссия: англичане очень недовольны системой исторического образования в своей стране». Но уже на самом начальном этапе работы важно обдумать, считает академик, как будет функционировать механизм общественной экспертизы. «Нужно подключать экспертов, которые выразили бы не только мнение профессионалов, у которых есть свой взгляд на проблемы и иногда конфликт интересов. Общественная экспертиза создаст более широкий круг людей, которые будут вовлечены в реформу школьного образования, в которой мы так нуждаемся».
Источник: РГБ
По ссылке также доступен большой фоторепортаж.
Закон об образовании принят в 2013м!
ОтветитьУдалить